Все новости
Туризм
25 Марта 2023, 11:00

Подземные приключения

Наши спелеологи сделали важное открытие.

Подземные приключения
Подземные приключения

Говоря о природе Башкирии, нельзя оставить без внимания пещеры, которых на территории региона около тысячи. Многие из них оборудованы для посещения, и в них проходят экскурсии, но часть подземных красот многие годы остаётся неизученной и хранит в себе массу тайн, познать которые стремятся спелеологи.


В начале этого года после многочисленных экспедиций на территории природного парка «Зилим» открыта новая пещерная система. Важное открытие для республиканской спелеологии сделали участники экспедиции, руководителями которой стали Сергей Рычагов (его группа начала работать в перспективных ходах Октябрьской пещеры) и Дмитрий Жданов (он с ребятами двигался навстречу группе Сергея из пещеры Леднёва). Об этом нам рассказали Евгений Дубинин, Зиля Насретдинова и Алексей Кузьмин, которым посчастливилось побывать в месте соединения пещер.

С ЧЕГО ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ


Евгений Дубинин (фото 1) – турист с многолетним опытом. О себе он говорит так: «Жить не могу без сплавов, восхождений в горы и экспедиций в пещеры». В спелеологию пришёл летом 1997 года, когда во время сплава по путёвке от своего университета вместе с группой студентов увлёкся изучением небольших окрестных пещер. Позже по совету ребят из турклуба «Икар» он присоединился к спелеоклубу им. В.Нассонова.


– Евгений, как прошла ваша первая экспедиция?
– Тогда я занимался в школе начальной туристической подготовки. Инструктор предложил нам с ребятами съездить на неделю на Зилим. И вот представьте, как мы, 8 новичков, идём по колено в снегу. Февраль. За плечами 3 пещеры и первый вертикальный спуск. Примусы. Перебои в работе фонарей.
– В каких пещерах региона и страны вы побывали?
– Был во многих пещерах Башкирии, Челябинской области, Пермского края, Крыма и даже Узбекистана.
– Как передвигаться по пещере? Там же темно, холодно, местами скользко.
– Во время экспедиций мы надеваем комбинезоны, под которыми у нас флисовые или шерстяные костюмы, сапоги, каски и перчатки. В качестве источников света используем фонари. Для передвижения в вертикальных участках пещеры у нас есть специальное снаряжение – верёвки, спелеообвязки, карабины, механические устройства для спуска и подъёма по верёвке. В обводнённых ходах используем гидрокостюмы. Передвигаться по пещере нужно осторожно. Не советую ходить туда в одиночку, это опасно.
– Как долго шли поиски места, где соединяются пещеры Октябрьская и Леднёва?
– Пещеру Леднёва участники стерлитамакской секции спелеологов открыли в 1974 году. История Октябрьской началась в 1976 году. Тогда спелеологи из Октябрьского обнаружили вход в пещеру, которую назвали в честь своего города. Ещё в восьмидесятых годах прошлого века спелеологи предположили, что пещеры Киндерлинская, Октябрьская и Леднёва, находящиеся на одной небольшой территории могут быть одной пещерной системой. Однако тогда их экспедиции не увенчались успехом, зато удалось открыть в этих пещерах новые ходы. Мы же начали работу в этом направлении в конце 90-х –­ начале 2000-х годов. За время изучения пещер была создана первая 3D-модель нитки хода Октябрьской и Леднёва, организовано множество экспедиций, велась топографическая съёмка. Затем был большой перерыв. Шло исследование новой части Киндерлинской пещеры. Год назад мы вернулись к поискам.


ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ


Зиля Насретдинова (фото 2) занимается спелеологией недавно. Она уже успела побывать в Киндерлинской, Леднёва и Сумган-Кутук пещерах. Школу начальной подготовки проходила в уфимском спелеоклубе им. В.Нассонова.
– Зиля, как ты стала участником экспедиции?
– Ребята из клуба почти каждые выходные ездили в Октябрьскую пещеру. Слушая их увлекательные рассказы, мне тоже захотелось там побывать, посмотреть, как выглядит подземный базовый лагерь, изучить ходы, которые они уже нашли.
Я вместе с группой, которой руководит Сергей Рычагов, начала активно ездить в Октябрьскую. Побывала в нескольких экспедициях. Мы с ребятами проводили топографическую съёмку и проходили в те места, где ещё никто до нас не бывал. Если честно, это особенные ощущения. Чувствуешь себя в такие моменты первооткрывателем, хотя, казалось бы, какие в наше время открытия, но под землёй ещё много неизведанного.
В нашу новогоднюю экспедицию случилось то, чего все мы так долго ждали. Мы услышали, как нас зовёт Дима Жданов, когда изучали очередной ход Октябрьской пещеры. Пошли на его голос, и в этот момент через небольшую щель сверху на нас начали сыпаться небольшие камни, а чуть позже мы увидели свет фонаря. Стало понятно, что ребята из пещеры Леднёва находятся выше, чем мы, поэтому решили подождать, пока они с помощью верёвки спустятся к нам. И тот самый долгожданный момент настал. Мы, радостные и счастливые, встречаем Диму и его группу из пещеры Леднёва в Октябрьской. Мне очень повезло оказаться там и увидеть это поистине историческое событие.
– Почему ты была именно в той группе, которая работала в Октябрьской?
– Для меня эта пещера очень притягательна. Мне всё время хочется туда возвращаться, потому что каждый раз, когда там бываешь, находишь что-то новое. Когда ты видишь невероятной красоты окаменелые кристаллы, пещерный жемчуг, геликтиты, сталактиты, сталагмиты, которые природа создавала веками, думаешь, что оказался в хрустальном мире, скрытом от человеческих глаз.


ЖДЁМ НОВЫХ РЕКОРДОВ

Алексей Кузьмин (фото 3) увлёкся спелеологией 18 лет назад. Первой пещерой, где он побывал, стала Киндерлинская, которую по-другому называют пещерой Победы. Её величественность и загадочность поразила Алексея, и с тех пор он влюблён в спелеологию.
– Алексей, как вы попали в эту экспедицию?
– Я по крупицам собирал в интернете информацию о пещерах Октябрьской и Леднёва, узнал, что это, возможно, единая система и что ребята из спелеоклуба им. В.Нассонова пытаются найти место их соединения. Я загорелся идеей помочь им.
– Как для вас прошла эта поездка?
– Я прибыл к входу в Октябрьскую, который представляет собой вертикальный колодец глубиной 80 метров, и спустился вниз, когда основная группа спелеологов уже несколько дней была под землёй и вела работу. Пройдя по ходу, который представляет собой узкий и высокий меандр, промытый мощными потоками воды, я попал в подземный базовый лагерь и вместе с ребятами отправился работать в новую часть пещеры.
Нас ждал довольно изматывающий путь, который мы в шутку назвали кардиограммой. Преодолев подъём на 80 метров, а после спуск на 15 метров и снова подъём на
30 метров мы добрались до ребят, которые уже переговаривались с группой из пещеры Леднёва. Радуясь предстоящей встрече групп и соединению пещер, я достал фотоаппарат, вспышку, синхронизаторы и ждал ребят.
Вечером, разговаривая в палатке обо всём на свете, между делом мы говорили и о соединении пещер, но было ощущение, что никто ещё не понимал масштаб произошедшего. Осознание пришло к нам только утром: две отдельные пещеры теперь одна система, а значит, сделан ещё один шаг на пути к соединению их с пещерой Победы.
– Какое значение имеет это открытие для республиканской спелеологии?
– За годы работы и поиска места, где соединяются пещеры, значительно увеличилась протяжённость их ходов. Теперь система Октябрьская-Леднёва является четвёртой по длине в Башкирии. Остаётся ждать, когда мы сможем соединить эти две пещеры с Киндерлинской и установить новый рекорд.

Автор:Жанна Сираева
Читайте нас: