Все новости
Увлечения
20 Апреля 2011, 03:38

Вверх по Ряузяку

Собираясь в дорогу, поначалу не верили, что четыре объемных рюкзака, столько же пар лыж с палками и четверых крепких мужиков может вместить обычная «Лада» без верхнего багажника. Однако справились, освоив несколько приёмов трамбовки. К примеру, пассажира переднего сиденья лучше всего усаживать заранее, а потом укладывать временным забором вдоль правых дверей лыжи и палки.

От лесной деревеньки Саргаево наш путь лежит вверх, вдоль шустрой речки Ряузяк, к одноименной пещере.

Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Поэтому расскажу о том, как не надо ходить в зимние походы.

Один наш друг взял с собой отличные охотничьи, но ни разу не проверенные лыжи. Он просто не смог застегнуть крепления на своих унтах, валенки тоже оказались не вариантом. Мне пришлось поменяться с ним лыжами. В итоге узким креплением мне натёрло ногу, а он, в принципе впервые вставший на лыжи, кувыркался на каждом спуске и подъёме, затрачивая троекратные усилия.

Остальные наши спутники, очень хорошие люди, тоже крепко ошиблись, полагая, что дикий лес - это что-то вроде пригородных лыжных трасс и взявшие узкие и скользкие пластиковые лыжи. К тому же мы поздно сошли со снегоходного следа на нужное нам направление, и тропить пришлось по сильно пересечённой местности, по которой, наверное, до сих пор носится эхо трехэтажного мата ползущих на четырёх точках лыжников и хохота группы поддержки.

При переноске чужих рюкзаков обнаружилась новая ошибка – один оказался перегружен до безобразия. Казалось, в нём не верёвка, двуручная пила и топор с кучей прочих мелочей, а как минимум трос, бензопила, гильотина и провизия на роту. Впрочем, восстановить равновесие в рядах удалось, переложив палатку из одного рюкзака в другой.

Дело к весне, но на наст в лесу ещё нет и намёка. Значит, не было резких перепадов температур. А снега много. Широкие лыжи, конечно, выручают отчасти. Однако собственный вес плюс груз давят так, что ноги сильно проваливаются. Ближе к вечеру тропление утомляет, и лес уже не радует, как вначале.

- Может, дорогу спросим? - жалобно звучит сзади вопрос обессилевшего обладателя бесполезных в лесу пластиковых лыж.

- Шутить изволите, батенька?

Но всем было уже не до шуток. А по левому берегу Ряузяка навстречу… действительно тропил человек с ружьём. И встретились мы с ним именно в том единственном месте, где был возможен переход с одного берега реки на другой через протяженный, незамерзающий даже в самые лютые морозы участок. Если бы не эта встреча, вскоре река стала бы прижимать нас к скалам, а через два километра и вовсе завела бы в тупик и заставила вернуться назад. Переправу устроили, оказалось, даже не по льду, а по снегу, легшему на русло мягким мостом (опустишь лыжную палку с усилием - она в журчащей воде). А не замерзает Ряузяк благодаря мощному притоку, бьющему водопадом из-под правобережной скалы.

Кстати, гражданам, страдающим от депрессий, рекомендую ходить в лес. Там не до сплина, а всякая, казалось бы, мелочь - переданная товарищу часть груза или пробитый в сугробах хотя бы разовый лыжный след - воспринимается за счастье. Встречный охотник, перебравшись на нашу лыжню, тоже был весьма счастлив.

Ещё какой-то час хода (итого - шесть), и вот она, цель - ельник и пещера. Точнее, их две, они непротяженны, и, наверное, правильнее назвать их просторными гротами. В нижнем гроте зимой и летом стоит вода, и отдохнуть здесь никак не получится. К верхнему нужно пробираться по пояс в снегу почти по вертикали и, конечно, уже без лыж. Собственно, выбор в опустившейся на замороженный лес ночи у нас невелик - строить укрытие из снега либо ставить палатку в верхнем гроте. Лезем вверх.

Горячий чай и еда - счастье. Но особый спрос - на захваченные кем-то солёные огурцы. Они, конечно, замёрзли, но именно их требует обезвоженный и обессоленный организм. Сначала мы грызём солёное мороженое, потом с наслаждением рассасываем и происходит чудо - пить совсем уже не хочется. От горячего чая и дыхания температура воздуха в палатке поднимается до плюс шести градусов по Цельсию. Но уже через час капельки конденсата на куполе превращаются в лёд. Каждый лезет в свой спальник, укрываясь для пущего тепла ещё одним, развёрнутым на двоих. Засыпаем под отдалённый волчий вой. Страха, что оголодавшие звери придут в грот, нет - слишком крут подъём. Дальше я всю ночь бьюсь с лежащим справа спецназовцем, отлично усвоившим приёмы стягивания одеяла (в данном случае общего спальника) на себя. Холодно. Вся внутренняя часть палатки покрывается инеем. А поутру обнаруживается ещё одна наша ошибка – мы не заметили узкую полость грота, ведущую к двум просторным ответвлениям с плюсовой температурой воздуха.

А в общем, при некоторых минусах нашей прогулки положительных эмоций всё-таки гораздо больше.
Читайте нас: