Все новости
Увлечения
20 Апреля 2011, 03:43

Замёрзший глаз на гейзеры нацелен

А не покататься ли на лыжах? – подумал Валерий Виденеев, собрал вещи и отправился за 69 параллель, то есть за Полярный круг, где бывал уже неоднократно, но летом. А так вот, на лыжах, впервые.

Хоть и март на дворе, а Воркута встречает морозом ниже тридцати градусов. Заполярье тем не менее оживает – строятся газопровод и хоть не асфальтированная, но капитальная дорога для его обслуживания. По уже построенному участку этой автодороги возможна заброска группы до нежилого посёлка Хальмер-Ю обычной «Газелью», но только летом. Сейчас же пришлось идти пешком. В посёлке сейчас не осталось даже собак, теперь это военный полигон. А его здания, частично это пятиэтажные жилые дома, теперь изредка используются как мишени для стрельб.

После Хальмер-Ю тундра потеплела. А это плохой признак. Вместе с ослаблением мороза здесь как правило поднимается порывистый ветер.

Ночлег


После первой пятнадцатикилометровой лыжной прогулки стали готовиться к ночлегу. Сразу стало ясно, что одной палаткой в такую погоду не обойтись – злой ветер превратил в щепки, казалось бы, крепкие пластиковые дуги. На строительство ветрозащитных стен из фирна (утрамбованного ветрами снега) ушло добрых три часа. От работы в маске и очках становилось жарко. Но стоило оголить лицо, как почти мгновенно сковывало льдом ресницы. Столь же быстро от работы со снежными кирпичами леденели и рукавицы. Однако справились. После горячего чая, наконец, вскипячённого на бензиновом примусе за безветренной стеной, жизнь стала налаживаться.

Ночь прошла спокойно.

В путь!


Поутру - снова в путь, завершившийся строительством настоящей эскимосской иглу. По первому разу её стены и купол были далекими от совершенства, но крепкими. После устройства короткого тамбура и затирания щелей сыпучим снегом температура внутри строения стала плюсовой – жить стало веселей!

Если бы пик непогоды застал путешественников у их рукотворной иглу, то в ней без всякого сомнения пришлось бы провести все десять дней страшной пурги. Но им повезло больше – вышли к бытовкам дорожно-строительного участка. Это был рай на колёсах – генераторы и отопители в каждом вагончике, в том числе и в отдельно стоящем туалете. Добродушные, но практичные строители хоть и не увидели ровно никакого смысла в скитаниях туристов, но выделили им столярный вагончик. Строители – в основном вахтовики из лишённых работы и заработка российских деревень. Для них походы – бессмысленная трата времени и денег. У многих куда более осмысленным считается пьянство по приезде домой. А на стройке – сухой закон даже в актированные дни (это когда погода не позволяет работать). В один из таких актированных дней Валера вышел с фотоаппаратом поснимать оголённые ветром траву и кустарники и не на шутку испугался, заблудившись в непроглядной белой мгле в нескольких метрах от лагеря.

А в общем, что ни делается, – всё к лучшему. Поначалу в это путешествие собирались четыре человека. На всех закупили продукты, но двое в последний момент предпочли суровой тундре и горам свои тёплые квартиры. Поэтому продуктов хватило на все актированные дни и продолжение путешествия по несколько сокращённому маршруту. Кстати, очень выручили в снегах пластиковые санки, в которых достаточно легко тащить за собой большую часть груза.

Достопримечательности


Когда буря, наконец, стихла, Валерий со своим напарником отправились прямиком к Константинову Камню. Это местная достопримечательность, очень напоминающая наши шиханы по форме, высоте и особенностям подъёма. Подняться на Константинов Камень удалось на лыжах. Одну лыжу, правда, сломали об этот самый Камень. Кстати, летом у подножья Константинова Камня Дмитрий Трибунский обнаружил стоянку древнего человека. Найденные здесь металлические украшения с большим удовольствием приняли в Воркутинском краеведческом музее. К подножью Константинова Камня планируется серьёзная археологическая экспедиция. Зимой же здесь делать нечего, и наш дуэт двинулся дальше – к стоящим неподалёку, тоже к шиханоподобным, но более высоким Большому и Малому Манясеям, между которыми сверкает толстым льдом священное озеро, тоже именуемое Манясей. Темнеет в Заполярье рано, в 16.00 видимость уже плохая. Поэтому ограничились покорением Большого Манясея. На лыжах здесь делать нечего. Заснеженные участки склона сплошь и рядом чередуются с голыми каменными россыпями и обледенелостями, на которых очень пригодились бы «кошки». Но на нет и суда нет.

В общей сложности намотали (в основном по равнине) около трёхсот километров. Увы, непогода не позволила полюбоваться северным сиянием и торосами Карского моря. По первоначальному плану хотели было дойти от Байдаракской губы до Ямала, но природа то и дело преподносила сюрпризы. На обратном пути Виденеев всерьез опасался за зрение - так мёрзли и слепли от бесконечной снежной белизны глаза. К счастью, всё обошлось.

Опять-таки приютили и отогрели строители. Примерно через двадцать километров от их лагеря путешественники вышли на совершенно неузнаваемую автотрассу с обездвиженными автомобилями, запечатанными снегом почти по самые крыши. И опять им повезло – в сторону Воркуты ехал начальник строящейся дороги. Его лёгкий вездеход с приспущенными колёсами шёл по заснеженной тундре, как по асфальту. Правда, по пути у него были неотложные дела в каких-то посёлках, он сворачивал, оставляя туристов, но потом вновь догонял и довёз-таки до города. Другие варианты передвижения, кроме пешего, в эти дни выглядели научно-фантастическими.

Помотавшись по лютым просторам, путешественники по большому счёту остались довольны и уже строят новые планы. Их много. Например, отправиться от Воркуты на запад – к сероводородным горячим источникам и посетить остров Белый в Карском море.
Читайте нас: