Все новости
Увлечения
24 Июля 2021, 10:00

Задачи для победителей. Логика и творчество – вместо тайм-менеджмента

Задачи для победителей. Логика и творчество – вместо тайм-менеджмента
Задачи для победителей. Логика и творчество – вместо тайм-менеджмента

«Шахматы – это море, в котором колибри может напиться, а слон – искупаться», – гласит индийская пословица. Взрослым и детям, которые посвящают время самой умной и глубокой игре, не грозит роль проходных пешек: они умеют ставить цели, правильно распределять жизненное время и грамотно распоряжаться своими ресурсами.

20 июля мир отметил Международный день шахмат. Накануне праздника в Стерлитамаке состоялся Республиканский Кубок АО «БСК» по быстрым шахматам. На состязание съехались из разных городов и регионов спортсмены и любители от мала до велика.

Двухдневный турнир стал отличным поводом для размышлений. Как тренерам по шахматам удаётся «сделать ход конём» – отвлечь детей от гаджетов и научить осознанности? Чем живёт стерлитамакский шахматный спорт? И что необходимо для его развития? Слово – наставникам и лидерам.

ХОД КОРОЛЕВЫ

Инна Воронова, тренер-преподаватель по шахматам ДЮСШ № 2 с 15-летним стажем:

– Шахматы вошли в мою жизнь в начальной школе. Мне было почти 9 лет, я жила в с.Фёдоровке Фёдоровского района, когда одноклассники предложили посетить кружок шахмат в Доме пионеров. Там я познакомилась со своим первым тренером Дамиром Шамилевичем Кашаевым. Мне сразу стало интересно, я регулярно посещала занятия. Поначалу были трудности и поражения, но мне очень хотелось научиться играть в шахматы лучше, и я упорно тренировалась. Со временем стала участвовать в соревнованиях по классическим шахматам Фёдоровского района, а затем в республиканских соревнованиях. После 9 класса я поступила в Стерлитамакский технологический колледж и продолжила заниматься шахматами в городском шахматно-шашечном клубе, где познакомилась со своим вторым тренером Николаем Фёдоровичем Серковым. Он стал моим наставником, благодаря ему я продолжила свой шахматный путь – после окончания СТК решила поступить в Стерлитамакский техникум физической культуры. В 20 лет я устроилась на работу в детско-юношескую спортивную школу по шахматам тренером-преподавателем. Мне понравилось работать с детьми, и я стала совмещать работу с учёбой в Стерлитамакском институте физической культуры, а получив диплом, решила остаться работать тренером-преподавателем.

Самые важные и радостные события в работе – победы моих воспитанников на городских и республиканских соревнованиях. А главная трудность в моей работе – отсутствие мотивации у детей заниматься шахматами: со временем у них пропадает интерес к игре. Моя задача – увлечь ребят миром шахмат.

Чтобы достичь успехов в этом виде спорта, ребёнку необходимо развивать усидчивость, повышать концентрацию внимания, проявлять упорство в достижении цели и поддерживать физическую форму. Родителям же необходимо давать ребёнку возможность участвовать в местных и выездных турнирах для получения игровой практики, совместно с тренером выбирать способ мотивации ребёнка на пути роста и воспитывать трудолюбие.

Инна Воронова, тренер-преподаватель по шахматам ДЮСШ № 2
Инна Воронова, тренер-преподаватель по шахматам ДЮСШ № 2

ЖИЗНЬ ПРОТИВ ЧИТЕРСТВА

Павел Михайлов, тренер-преподаватель по шахматам ДЮСШ № 2, руководитель филиала Федерации шахмат РБ «Юг»:

– Я 10 лет тренирую ребят старше 12, имеющих спортивный разряд. Мы много лет организуем шахматные турниры, городской спорткомитет обеспечивает нас грамотами для победителей. Сейчас встречи в шахматном клубе на ул.Братской, 9 невозможны из-за эпидемиологических ограничений, помещение полностью задействовано под занятия с детьми: более 250 стерлитамаковцев от 6 до 17 лет занимаются шахматами (на Братской, 9, а также по ул.Худайбердина, 69 и на базе школ №№ 31, 32, 20, 34, 35, лицеев №№ 1 и 12). Городскому шахматному движению необходимо помещение для проведения турниров для взрослых и детей. Это самый верный способ развивать шахматный спорт и достигать высоких результатов. По распоряжению Президента России Владимира Путина и в соответствии с ФГОС, игре в шахматы в ближайшее время будут обучать в каждой школе. В этом году я набрал в 1-м лицее группу десятиклассников: ребята говорили, что полтора часа – это мало, просили, чтобы занятия шли дольше. На переменах эти школьники тоже берутся за телефоны, но для того, чтобы в специальных программах играть в шахматы.

Но как руководитель городского методического объединения по шахматам я знаю, что не все юные шахматисты из школьных кружков участвуют в соревнованиях, хотя это обязательное условие прогресса в спорте и наращивания своего потенциала. Компьютерная программа не идёт ни в какое сравнение с живым соперником. Компьютерные шахматы хороши только для тренировки и решения задач. В виртуальных турнирах, к сожалению, возможно читерство – обман, использование сторонних программ. На настоящих же соревнованиях дети знакомятся, общаются, дружат и стремительно растут как спортсмены. Не каждый из них станет шахматистом, но и юристу, и программисту, и рабочему нужно понимание: в жизни, как и в шахматах, важно, чтобы каждый шаг был осознанным. И в том, с кем общаться, и в том, какую профессию выбрать, и в том, как поступить в том или ином случае. Шахматы дают усидчивость, развитое пространственное мышление и ясный ум.

Павел Михайлов, тренер-преподаватель по шахматам ДЮСШ № 2, руководитель филиала Федерации шахмат РБ «Юг».
Павел Михайлов, тренер-преподаватель по шахматам ДЮСШ № 2, руководитель филиала Федерации шахмат РБ «Юг».

ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

Ринат Кунаккузин, 14-летний победитель этапа детского Кубка России по шахматам в г. Сатке:

– Под руководством тренера я играю в шахматы с шести лет. Полюбил их в раннем детстве: увидел дома доску с фигурами, наблюдал за отцом. Сначала учился у папы и дяди, потом в спортивной школе. Играть не только со сверстниками, но и со взрослыми, опытными игроками – это, пожалуй, самая эффективная стратегия в развитии. К проигрышам, которые случаются со всеми, я привык относиться нейтрально: проиграл – иду дальше, к победам. Родители поддерживают меня и радуются моим успехам. Возможно, я стану тренером, а если не получится, и я выберу другую профессию, шахматы навсегда останутся моим хобби.

Ринат Кунаккузин, 14-летний победитель этапа детского Кубка России по шахматам в г.Сатке.
Ринат Кунаккузин, 14-летний победитель этапа детского Кубка России по шахматам в г.Сатке.

ГОРОДУ НУЖЕН ШАХМАТНЫЙ КЛУБ

Андрей Бережнев, тренер-преподаватель ДЮСШ № 2 с 25-летним стажем:

– В шахматах я 40 лет, четверть века работаю тренером-преподавателем. В 9 лет увидел, как играют во дворе. Стал играть с соседом. Через год, одержав первую победу, пошёл во Дворец пионеров. Занимался у Вячеслава Яковлевича Гречанинова. В сезоне 1989-1990 гг. он тяжело заболел, и я в течение восьми месяцев работал вместо него во Дворце пионеров. Затем служил в армии. После возвращения только через четыре года, но всё-таки пришёл в ДЮСШ по приглашению Николая Фёдоровича Серкова. Шахматы, может, и не очень зрелищная игра (хотя это спорно), но поддерживать к ней интерес у наших горожан просто необходимо. Работая с детьми в качестве тренера и судьи уже достаточно давно, с некоторых пор я замечаю такую тенденцию: детей приводят родители. То есть если раньше дети приходили сами – по желанию, осознанно, потому что это было им интересно, то сейчас шахматы – выбор родителей. А ведь это не игра способных учеников, а игра одержимых – только тот ребёнок, который хочет развиваться в этой игре, способен часами разыгрывать партии и решать шахматные задачки, получает шанс стать чемпионом. Дети, рождённые в новом веке, отличаются от своих предшественников формой мышления. Оно во многом фрагментарное, беспокойное и образное. Им труднее сконцентрировать своё внимание длительное время на чём-то одном, тяжелее «завести» мозг для глубокой проработки задачи. В результате «лучик внимания» скользит по поверхности и ищет готовых решений. Для шахмат это катастрофа. Эта игра – продукт самостоятельного, неординарного мышления. Говорят, это обратимый процесс, и если занять такого ребёнка шахматами (или любой другой интеллектуальной игрой), то постепенно мы научим наших детей думать. Раньше можно было читать лекции, и ребёнок слушал, затаив дыхание. Сейчас нужен другой подход: эмоциональность, красочность, современные гаджеты в аудиторию, призы как дополнительный стимул. Заинтересуем – мозг начнёт включаться, тренироваться, и тогда у нас появятся большие успехи. За 25 лет в моей работе было много республиканских и российских достижений. Выросло не одно поколение шахматистов. Больше всего меня радует, когда шахматы становятся для воспитанников добрым спутником в жизни. Четыре моих ученика выбрали профессию тренера-преподавателя. Двое потом сменили профессию, а Светлана Владимировна Осипова и Павел Анатольевич Михайлов и сейчас работают в ДЮСШ № 2. Сёстры Екатерина и Татьяна Федотовы становились чемпионками республики среди женщин, победителями всероссийских фестивалей и во многом благодаря шахматам поступили в УГНТУ. Екатерина закончила вуз с красным дипломом, обе работают в престижных нефтяных компаниях. Рузель Сагадеев звёзд с неба не хватал, его успехи ограничились городским уровнем, но узнав, что он шахматист, нефтяная компания взяла его на работу без опыта, сразу по окончании Ишимбайского нефтяного колледжа.

Мы привозили высокие результаты из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Самары и т.д. Конечно, воспитанников привлекали не только достижения, но и возможность посмотреть достопримечательности российских городов. Мы бывали на футбольных и хоккейных матчах, даже на рок-концерте. Был стимул заниматься и побеждать. Шахматы сейчас живут и в интернете. В режиме онлайн ведутся трансляции шахматных партий, функционируют различные сайты, посвящённые этому виду спорта. Доступными становятся разнообразные сборы, турниры, фестивали, правда, при наличии достаточных финансовых средств у родителей.

Перед нами, взрослыми, стоит важная задача. Работа в ДЮСШ – это подготовка спортсменов к взрослым соревнованиям. Отсутствие в городе шахматного клуба сводит на нет все наши усилия. Игра со взрослыми – бесценный опыт для детей, к тому же наш вид спорта позволяет в одном турнире играть и семилетнему ребёнку, и семидесятилетнему ветерану. Городу нужен шахматный клуб.

Андрей Бережнев, тренер-преподаватель ДЮСШ № 2
Андрей Бережнев, тренер-преподаватель ДЮСШ № 2
Автор:Екатерина Яковлева
Читайте нас в