Все новости
Встреча для вас
27 Ноября 2021, 17:13

Милиционер, краевед, художник…

Работал, чтобы всё было по закону и по совести

Милиционер,  краевед, художник…
Милиционер, краевед, художник…

«В милицию я пришёл по направлению трудового коллектива цеха И-5В завода СК. Помню цеховое собрание, пристальные взгляды рабочих... Пауза... и вдруг сидевший в первом ряду фронтовик, коммунист Геннадий Иванович Егоров спрашивает: «А не подведёшь?». Я аж вздрогнул. Срывающимся от волнения голосом ответил: «Не подведу!». С этим чувством ответственности я и работал всю жизнь. Старался никого не подвести, чтобы всё было по закону и по совести».

 

Эти строки майор милиции в отставке Евгений Григорьевича Крянин оставил в «Одноклассниках» за год с небольшим до своей кончины. Коллеги вспоминают его с удивительной теплотой.
«Его всегда отличало высокое чувство ответственности за свою работу, – вспоминает полковник юстиции в отставке Фаниль Хамидуллин. – Не дай бог кого-нибудь подвести. Всегда старался следовать духу и букве закона».
Работа в правоохранительных органах связана с огромным психологическим напряжением. Непросто в таких условиях сохранять спокойствие и человеческий подход к людям. Как о человеке исключительной скромности и природной интеллигентности отзывается о нём и председатель совета ветеранов Л.А.Кузьмина: «Никогда не произносил крепких слов. Коллеги его очень уважали за это. Жаль, что приходится говорить о нём в прошедшем времени».


Советскую милицию неслучайно называли народной. Хотя бы потому, что вплоть до 1990-х годов половина его состава поступала на службу по направлению трудовых коллективов, по путёвкам комсомольской и партийной организаций. Одним из тех, кто пришёл в милицию из заводских цехов, был Евгений Крянин. Благодаря высоким моральным качествам, интеллекту, стремлению к совершенствованию профессиональных навыков почти сразу же обратил на себя внимание начальства. Вскоре он был направлен в Высшую школу МВД, по окончании которой продолжил работу в должности сотрудника оперативной службы по борьбе с хищениями социалистической собственности. Будучи одним из первых сотрудников Стерлитамакского ГОВД с высшим образованием, достойно отработал в системе ОБХСС более 10 лет. По воспоминаниям ветеранов службы, бывших начальников ОБХСС С.А.Крупчинова, А.М.Щелканова, умело проводил свои глубоко продуманные оперативные комбинации и изобличал расхитителей собственности предприятий города.


При этом Евгений Григорьевич обладал глубоким аналитическим складом ума. Недаром его переводят в штаб УВД. Здесь он сумел развернуть масштабную работу по анализу криминальной обстановки в городе, составлению планов оперативной деятельности УВД. И где бы он ни работал, будь то ОБХСС, штаб УВД, отдел вневедомственной охраны, всюду без суеты, нервотрёпки, профессионально выполнял свои обязанности. С сослуживцами был всегда дружелюбен, с гражданами – исключительно вежлив. Выйдя на пенсию в 1997 году, остался одним из наиболее активных членов совета ветеранов. Участвовал во всех в мероприятиях совета.


… Евгений Григорьевич Крянин родился в 1949 году в деревне Петропавловке Стерлитамакского района, что на берегу речки Айбаскан, в 30 километрах от Стерлитамака. Как и все парни советской эпохи отслужил в армии. После демобилизации, в 1971 году, устроился на работу слесарем на завод СК. А через два года был направлен на службу в милицию.


Он оставил после себя не только доброе мнение коллег, но и очень важное творческое наследие – книгу «История деревни Петропавловки и рода Кряниных». Его предки были выходцами из Пензенской губернии, прибывшими в Башкирию в конце 19 века. В книге затрагиваются глубокие пласты истории, начиная с 18 века. Приводится множество архивных документов, воспоминаний односельчан, этнографических исследований. Так, он установил, что название деревни Поим происходит от мордовского «пою» (осина). Что крестьяне этой деревни были крепостными князя Нарышкина, от которого перешли к графу П.Б.Шереметьеву, герою Полтавской битвы. С отменой крепостного права крестьяне не получили земли. Тем временем разворачивалось переселенческое движение. В том числе и в Башкирию. Людей заманивали сюда посулами о том, что там «хлеб на деревьях растёт» – до того земля плодородная.


Крянин установил, что сначала была основана деревенька Лемдяс, потом Петропавловка, и даже перечислил десятки фамилий первопоселенцев из Пензенской, Саратовской губерний. В книге много любопытных сведений. Оказывается, деревня Лемдяс была основана мордовскими язычниками, которые бежали от христианизации. Поскольку они нигде, даже в церковном приходе, не числились, то и хутор нигде не значился. Однажды туда случайно заехали волостной чиновник и священник. На вопрос: «Вы кто такие будете?» старший из хуторян, боясь, как бы их не заставили креститься, с перепугу брякнул по-мордовски: «Мон лемдясь» («Мы крещёные»). Так хутор был зафиксирован под названием Лемдяс. Отсюда пошла фамилия Лемдясовых. Кстати, один из них, Александр Лемдясов, служил водителем в милиции.


Среди других любопытных фактов, изложенных в книге, можно вспомнить имя первого милиционера округи некоего Григория Козлова. Он был столь суровым мужчиной, что при его появлении в селе прятались не только люди, но и собаки.
В книге приводится и весьма богатый диалектологический материал. Автор не только употребляет старинные слова и выражения, но и в специальном разделе даёт их толкование. Например, «анчутка» на местном диалекте означало «антихрист», «лытки» – ноги, «шалаться» – ходить бесцельно. А «латрыгой» женщины ругали своих пьяных мужей.
Ещё одно достоинство книги – старинные карты, фотографии и даже рисунки самого автора. Всё это не просто демонстрирует достоинства книги, но и характеризует автора, как творчески одарённую личн

Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас: