Все новости
Встреча для вас
4 Февраля 2023, 11:00

О творчестве актрисы Альфинур Газимовой

На поворотах судьбы.

О творчестве актрисы Альфинур Газимовой
О творчестве актрисы Альфинур Газимовой

Кто-то сказал, что в классическом театре нет места непрофессиональным актёрам. Чтобы играть, нужно иметь диплом артиста. На самом деле это далеко не так. Альфинур Газимова по образованию не актриса. Она − дипломированный режиссёр. Спектакли тоже ставит, правда, пока редко (эту грань её творчества мы рассмотрим позже). В Стерлитамакском башкирском театре зрители её знают больше как актрису.

Девочка из глухой башкирской деревни Язги-юрт Салаватского района мечтала о сцене. Только не о театральной, а об эстрадной. После школы всё же решилась поступать на актёрское отделение Уфимского института искусств, но в тот год ей не повезло. Набора на актёрское отделение не было. И по совету родственника из Толбазов, как раз в то время гостившего у них, Альфинур отправилась в Стерлитамак.


С отличием окончив Башкирский респуб­ликанский техникум культуры, решила учиться дальше. И подала документы на факультет башкирской филологии и журналистики БашГУ.
Альфинур уже готовилась к вступительным экзаменам, когда внутренний голос заставил её набрать номер своей преподавательницы техникума, народной артистки республики Рафиги Галиной. Она обрадовалась звонку. Расспросив о планах, вдруг предложила: «А приезжай к нам в Стерлитамак. У нас в театре немало молодых девчат!».
Так Альфинур оказалась в Стерлитамакском башкирском театре. «Настроилась на должность помощника режиссёра, – вспоминает она. – Но Гульдар Музафаровна (художественный руководитель театра) предложила актёрскую должность. Я об этом даже не мечтала. Конечно, обрадовалась. Приготовила этюды, басни и поступила…».


Для каждого актёра сцена – его судьба и его голгофа. Когда есть роли – он счастлив. Живёт судьбами своих героев. Когда нет ролей – это трагедия.
Для начинающих актёров каждая роль – событие. Даже если это какая-нибудь зверушка в сказке. Для Альфинур Зайчик в сказке «Волшебный горшочек» З.Муллагалиевой стал той отправной точкой, от которой начинающая актриса сегодня отсчитывает свою творческую биографию.


Все лицедеи по природе своей мечтают воплотить на сцене героев драматического плана. Хрестоматийный пример – народный артист России Александр Демьяненко, который считал, что роль Шурика из знаменитых комедий Л.Гайдая «погубила» его. Андрей Миронов в конце своего творческого пути старался избегать комедийных ролей.
Альфинур Газимова тоже мечтала о глубоких драматических ролях. Но так уж повелось, что чаще на её долю выпадали героини комедийного плана. Такие как Садри («Галиябану» М.Файзи), Гульбизак («Судьба, написанная мной» М.Буракаевой)… Больше всего запомнилась она зрителям и в ролях Железной женщины в одноимённой комедии Ш.Башбекова и Муниры («Похищение девушки» М.Карима).


В её судьбе было немало крутых поворотов. После десяти лет работы в театре, из-за тяжёлого семейного и материального положения, вынуждена была стать массовиком-затейником: развлекала публику в санатории «Янган-Тау». Но профессиональная сцена звала и не отпускала: Альфинур вернулась в театр. А потом ещё и окончила режиссёрское отделение театрального факультета Уфимского института искусств.


На режиссёрском поприще удачно дебютировала в новогодней сказке для детей «В поисках волшебства» М.Хейфеца (правда, до этого у неё уже были три режиссёрские работы постановки в самодеятельности). Мальчик, побывав в цирке, обращается к взрослым со своей проблемой. А те не понимают его. Ведь чудес на свете не бывает. Но юный герой доказывает обратное. Нужно только очень верить в чудо, и оно непременно случится.


Альфинур даже придумала для себя роль Тигра (в пьесе лишь за кадром звучал его голос). В год Тигра оказалось очень даже к месту. Специально для неё сделали ростовую куклу. Правда, пришлось несладко. В тяжёлом костюме ей приходилось не только компенсировать отсутствие мимики движениями, но и делать кульбиты. Словом, выступила в роли «играющего тренера».
Новая постановка по книге Анатолия Ревы «Трагедия в Сокольниках» – полная противоположность первой. «Это будет очень серьёзная вещь, посвящённая детям войны, пережившим ужасы фашистской оккупации в детском концентрационном лагере».


– А чем обусловлен такой выбор?
– Наверное, самой жизнью. Я ставила этот спектакль с детьми в студии при театре. Когда работала в санатории, случайно наткнулась на книгу. В ней собраны воспоминания людей, переживших немецкую оккупацию в детском приюте. Многих детей в возрасте от 4 до 10 лет фашисты сделали донорами для своих раненых солдат. Эта книга – обвинение нацистам. Документальное свидетельство зверств фашистов. Каждый рассказ – воспоминание выживших детей (автор был среди них) – уникален сам по себе. Я уже ставила спектакль с детьми в нашей театральной студии, которую веду с Фанилем Карачуриным. Постановка произвела глубокое впечатление как на детей, так и на взрослых. Настрой у наших актёров боевой. Думаю, работа с профессиональными артистами получится столь же яркой и впечатляющей.

Фото Сергея Крамскова.

 

Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас: