Все новости
Встреча для вас
24 Февраля 2023, 10:00

О стерлитамакских сёстрах-мастерицах

Иногда мы даже не осознаём, что художники живут в обычных людях, профессионально с искусством не связанных.

О стерлитамакских  сёстрах-мастерицах
О стерлитамакских сёстрах-мастерицах

Но стоит приглядеться, и ты вдруг видишь, что рядом с тобой – настоящий творец, способный украшать своими произведениями мир.

Семейное дело


В доме Холоповых, где росли дети Наташа и Марина, всегда любили рисовать. И каждый уверенно держал в руках кисти и карандаши. Живописные пейзажи на стенах были делом рук хозяина дома, отца семейства Сергея Петровича Холопова, который всю жизнь проработал на заводе «Красный пролетарий» художником-оформителем. Особенно он любил рисовать окрестности своей родной Воскресенки – деревни, которой в Миякинском районе уже давно нет.


Его супруга Римма Петровна около сорока лет проработала педагогом – в детском саду, 14-й и 18-й школах. Тяжёлая болезнь, приведшая её к инвалидности, не выбила Римму Петровну из колеи только благодаря творчеству. Расписывая декоративные доски, она тем самым преображала реальность, уходя от физических страданий в мир фантазий и грёз.
Так что выросшие в атмосфере творчества дочери не могли не унаследовать тягу к прекрасному у своих необычных родителей.


Марина:папины корзины, илив поисках радости


В обычной пятиэтажке, расположенной недалеко от завода «Красный пролетарий», есть квартира, за дверью которой находится удивительный и прекрасный мир. В одной из комнат, которую смело можно назвать мастерской, тесно от плетёных ваз, горшков, корзин и сосудов, украшенных нежными, очень похожими на живые цветами. Здесь же авторские сумки из натуральной кожи и замши – с тонкими узорами, причудливыми орнаментами, сказочными городами, изящными котами и кошками. Хорошо, что хозяйка всей этой рукотворной красоты работает с малыми формами, а иначе не разместить это великолепие в стандартном жилище, превращённом Мариной Левандовской в настоящую творческую лабораторию.
Полки, шкафы, подоконники заполнены лентами, фурнитурой, красками, бумагой, металлом, заготовками из кожи – всё это непосредственный материал для мастерицы. На стеллажах – десятки готовых работ, радующих глаз и душу. Прежде чем создать вазу или корзину, автор продумывает всё до мельчайших деталей. Она изучает законы композиции малых форм на живых цветах, пытаясь внести в изделие кусочек природы и надолго сохранить его там.


Сама Марина говорит, что основным секретом её творчества является вечное удивление перед гармонией и многообразием живой природы. Поэтому она вновь и вновь устремляется в лес или в поле, собирая цветы, коряги, необычной конфигурации веточки для своих будущих работ.


Марина признаётся, что с детства любила шить и рисовать. Но художественную школу, как и позже авиационный институт не закончила, бросив учёбу после замужества и рождения ребёнка. Однако любовь к шитью и рисованию присутствовала в её жизни всегда. Будучи шестиклассницей, она вела кружок «Кукольный театр» в детском клубе «Радуга». Вместе с подружками-ровесницами они сами создавали декорации, шили кукол и ставили спектакли, которые показывали в детском саду «Рябинка» и во Дворце пионеров.
Несколько лет Марина проработала в техотделе завода «Красный пролетарий», однако творческий потенциал настойчиво требовал реализации: она начала шить, а потом, спустя некоторое время, принялась за плетение ваз и корзин.


– Папа наш хорошо плёл лапти и корзины, но его уже не было в живых. Наставников по плетению из настоящей лозы я не нашла, поэтому сама начала осваивать ремесло плетения из бумажной лозы, – вспоминает Марина. – А цветы делаю из атласных лент: сама их крашу, обрезаю, обрабатываю при помощи огня. И очень жалею, что в школе плохо учила ботанику, мне эта наука про пестики-тычинки сейчас очень нужна! Для ручек использую деревянные коряги и ветки, которые нахожу во время лесных прогулок, сама их обрабатываю. Готовое изделие покрываю акриловым лаком. А фурнитуру для цветов приходится покупать.


Мастерица показывает мне корзину, украшенную васильками, ромашками, дикими маками. Она сплела её к 85-летию своих родителей: отец был мастером по изготовлению корзин, а мама очень любила полевые цветы.
Я смотрю на другие работы Марины – «Яблочное настроение», «Грушевое настроение», корзины-курочки для пасхальных яиц, шкатулки, вазоны, украшенные фиалками и нарциссами, пионами и тюльпанами, цветами космеи и виолы…


– Сейчас у меня около сотни работ, – говорит Левандовская. – А сколько я раздарила, и не сосчитать! Сейчас вот мечтаю сплести самовар.
Иногда она засиживается за работой до глубокой ночи. Признаётся, что, увлекаясь, не замечает бега времени.
Близкие её увлечение одобряют, помогая кто чем может. Сын Сергей сделал для мамы специальный станок, а пятилетний внук Егор с удовольствием окрашивает для бабушки лозу, помогает пробивать отверстия в кожаных изделиях. Поддержка родных людей даёт Марине заряд для новых работ.


Наталия: мамина игла, или прыжок в фантастику


Старшая сестра Марины тоже мастерица, каких поискать. Наталия Павленко делает кукол.
– Я тоже долго искала себя, – признаётся она. – Училась и в музыкальной, и в художественной школах. Уходила, потому что мне становилось скучно. Окончила пединститут. Папа хотел, чтобы я поработала художником. И я была художником-оформителем. Маме хотелось видеть во мне педагога, и я шесть лет проработала учителем рисования в родной 14-й школе, где преподавала моя мама, где я росла и училась. Затем ушла в 5-ю школу и трудилась там до развала СССР. Потом подраставший сын Володя, добрейшей души человек, захотел собаку, и мы купили щенка добермана. Я так погрузилась в эту тему, что стала кинологом, проработав с собаками этой породы восемь лет.
Позже училищу № 77 понадобился педагог по русскому языку и литературе, и я восемь лет преподавала там эти предметы. А ещё позже были восемь лет работы в компании по страхованию жизни: начала рядовым агентом и дошла до директора агентства.


Наталия – перфекционист: если она погружается в какое-либо дело, то старается делать его очень хорошо.
Но где бы она ни работала, любовь к шитью, рукоделию никогда не уходила из её жизни.
– Когда мне было пять лет, мама дала мне в руки иголку. С тех пор я не выпускаю её из рук, – улыбается Наталия. – Я начала рисовать и шить для кукол. Однажды даже вырезала вышитые цветы из маминой выходной блузы, за что долго стояла в углу. А моделировать одежду научилась на уроках труда, которые в нашей школе вела Елена Куприяновна Копейкина. Она показала нам, девочкам, как создавать выкройки, как строить основы платьев, юбок, брюк. Уже в зрелом возрасте я подписалась на дизайнерские школы, мастер-классы. И стала создавать вещи сама. Знаете, та мамина иголка работает до сих пор.


Куклы появились в её жизни неожиданно. Однажды она увидела покойных родителей во сне. Отец сказал ей: «Что лежишь? Куклами займись!». Это было в 2015 году. И Наталия с увлечением погрузилась в создание кукол. Случайно попала на мастер-класс по изготовлению кукол из подручных материалов –
бязи, кофе, ПВА, красок. Для одежды она использует винтажные ткани – старый шёлк, шерсть, бархат, плюш, которым по 50−70 лет.
– Мне нравится, что можно сочетать дизайн ткани с созданием необычных образов кукол, – говорит Павленко. – Кукол своих я превращаю в разных литературных героев, сказочных мифологических существ. – В моей коллекции есть Миледи из «Трёх мушкетёров», Кролик из «Алисы в стране чудес», французские мопсы в облике буржуа, есть Наполеон-ворон, Кутузов-медведь и другие любопытные персонажи.


Многие её куклы поселились в московских и петербургских домах, некоторые уехали за границу – в Канаду, Италию. Чета мопсов-буржуа в 2018 году была удостоена первого места на республиканском конкурсе декоративно-прикладного творчества в номинации «Кукла в стиле «Модерн».
– Ещё для друзей и близких я делаю маленьких, с ладошку, куколок со смешными лицами и забавными подписями. Подруга уезжала в Москву на операцию и попросила меня сделать несколько куколок-магнитов в белых халатах, она их подарила врачам и медсёстрам. Говорят, они имели успех. Тем более, что я добавляю в них ароматизаторы – корицу и кофе, поэтому мои куклы приятно пахнут и создают своим новым хозяевам праздничное настроение.


Наталия не считает, что создаёт авторские куклы, своим мастерством она во многом обязана авторской школе известного кукольника Анастасии Голеневой.
– Учиться необходимо всегда, – убеждена Наталия. – Это нужно для саморазвития, без которого невозможен прыжок в фантастику. Ежедневно я один час рисую, один час провожу с книгой в руках, один час сижу в интернете. Без этого творчество для меня просто немыслимо.

Фото Сергея Крамскова.

Автор:Марина Воронова
Читайте нас: