Все новости
Встреча для вас
4 Марта 2023, 10:00

95-летняя жительница Стерлитамака рассказывает о жизни и секретах долголетия

«Благодарю Бога за каждый новый день».

95-летняя жительница Стерлитамака рассказывает о жизни и секретах долголетия
95-летняя жительница Стерлитамака рассказывает о жизни и секретах долголетия

В её долгой и трудной жизни было немало испытаний на прочность, которые она, маленькая хрупкая женщина, выдерживала достойно. Конечно, с возрастом заметно прибавилось морщин, стала согбенной спина, болят натруженные суставы. Но Мария Афанасьевна Коченкова в свои 95 лет самостоятельно ведёт дом, управляется по хозяйству, ходит по магазинам, по весне сажает огород. А ещё продолжает читать прессу: большую часть своей жизни она выписывает газету «Стерлитамакский рабочий», которую прочитывает от первой до последней страницы. Говорит, что жить в городе и не читать городскую газету нельзя, иначе не будешь знать,
чем живёт сегодняшний Стерлитамак.

 

«Тридцатые, сороковые –а мы ещё живые…»

Деревенское детство Маши, прошедшее в деревне Ивановке под Стерлибашево, начиналось светло. Крепкая крестьянская семья, где росли пятеро ребятишек, мастеровитый работящий отец, швея и рукодельница мама, достаток, лад. Родившуюся 8 марта девочку Маню из-за разыгравшегося снежного бурана зарегистрировать получилось только через два дня, так в документах изменилась дата рождения. Но семейная история сохранилась в памяти, и Мария Афанасьевна свой день рождения всегда отмечает в женский праздник.


В 1937 году счастливое детство для Маши, её сестёр и брата закончилось. Деревенские активисты раскулачили семью – забрали часы, швейную машинку, зеркало, подушки и почти все вещи, оставив малых ребятишек, в чём были. Отца арестовали и осудили на десять лет лагерей. А мать, неудачно упав головой на камни, когда со двора уводили корову-кормилицу, через несколько дней умерла. Они остались с бабушкой. Трое детей выжили чудом, двое погибли от голода и болезней.


Вернувшийся из лагеря спустя четыре года отец недолго побыл дома: забрав ребят, уехал из деревни в Уфу, не смог простить односельчанам своего разорённого гнезда и изломанной жизни. Во время войны шил солдатские сапоги, на фронт его не взяли по состоянию здоровья. В Уфе он женился, и новая его супруга, женщина добрая и заботливая, заменила детям рано ушедшую маму.


Муж-орденоносец


Её женское счастье отыскалось в родной Ивановке, куда подросшая Мария часто ездила погостить к бабушке. Там, на деревенских посиделках, и присмотрел себе спутницу жизни фронтовик, орденоносец Василий Федотович Коченков.
– Я была девушкой видной, с косой до пояса. А Вася, что на фронте связистом вое­вал, за войну столько наград заработал, что на груди не умещались – орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Праги», «За взятие Вены», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Словом, настоящим героем был мой муж.

И жили мы с ним душа в душу много лет, – рассказывает Мария Афанась­евна. – И детей я ему родила – дочку Любу и сына Серёжу. Десять лет у нас жили родители мужа, и я старалась, чтобы они были всем довольны. За три года до смерти свекровь парализовало, надо было за ней ухаживать. Часто приходилось нелегко, но Вася был рядом и всегда меня поддерживал.


Трудились супруги Коченковы в СПОГАТе, он работал токарем, она – бухгалтером. А после службы Мария Афанасьевна спешила домой, где ждали пожилые родители мужа, огород, хозяйство. Держали корову, поросят, птицу. Так что забот хватало. Василий Федотович помогал жене по дому. Но особенно его плечо пригодилось ей, когда в их дом пришла большая беда.


Без срока давности


Их первенец, дочка Люба, росла милой, приветливой и очень стремительной по характеру девочкой. Всё у неё в руках горело, всюду она поспевала.
– Она как будто жить торопилась, – со слезами вспоминает Мария Афанасьевна. – Словно знала, что денёчки её уже сочтены.
С детства проявившая недюжинные музыкальные способности Люба с успехом окончила музыкальную школу, затем училище и уже стала преподавать музыку. Счастливое замужество, ожидание ребёнка, любимая работа – всё это оборвалось в тот самый миг, когда пьяный водитель грузовика снёс с дороги мотоцикл, в котором ехали Люба с мужем.
– В субботу она мне говорит: «Мама, у меня ребёночек зашевелился!». А в воскресенье случилась эта страшная авария, – в голосе Марии Афанасьевны слышится давняя тоска. – Накануне ей сон приснился – покойный дед Федот её за собой куда-то звал. Вещий, выходит, сон оказался.


Они переживали своё горе вместе – Василий Федотович и его Манечка. По вечерам рассматривали альбом с семейными фотографиями и плакали. Если бы не маленький сын, Мария Афанасьевна не пережила бы потери.
– 52 года уже прошло, как не стало моей Любочки. Но у беды срока давности нет, – качает головой Коченкова. – Только она нас с мужем не разлучила, а сблизила ещё больше. Мы были дружны до самой Васиной смерти, а скончался он 12 лет назад.


В бесконечной череде забот


Всю свою материнскую любовь отдала Мария Афанасьевна сыну Сергею. Когда тот женился и обзавёлся своей семьёй, она много трудилась, чтобы сын со снохой смогли купить собственный дом.


– Работы я никогда не боялась, – признаётся Коченкова. – Десять лет шапки из нутрии шила, продавала их на базаре. В саду выращивала целые плантации овощей. Вот теперь и болят мои руки. Зато у сына всё хорошо.
Сергей работает водителем, часто пропадает в командировках. У старшей внучки Марии Афанасьевны Маши, живущей с семьёй на севере, двое сыновей – Николай и Владимир. Внук Максим живёт и работает в Краснодаре, младшая внучка Юлия после окончания института уехала в Барнаул.
– Кто же вам по дому помогает? – спрашиваю Коченкову.
– Да я покуда сама справляюсь, – улыбается Мария Афанасьевна. – В доме убираюсь, готовлю, за продуктами хожу, в огороде вожусь. А если что нужно, обращаюсь за помощью к снохе Лене.
Я спросила Марию Афанасьевну, в чём секрет её долголетия.
– Я жива, жила, живу и буду жить, чтоб здоровенькою быть! Стараюсь всегда находиться в движении. Хожу пешком, каждое утро делаю зарядку. Попалась мне как-то книжка Сергея Бубновского «Сто секретов долгожительства», я её от корки до корки прочла. И много чего полезного оттуда для себя почерпнула, – говорит моя собеседница. – А ещё у меня всё своё – перчик, помидоры, зелень, картошка. И цветы я выращиваю, они мне душу лечат.
Ну и к людям отношусь с чистым открытым сердцем. Люблю гостей, люблю им читать стихи и петь песни. Потому Бог и даёт мне долгую жизнь. А я каждый день благодарю его за это.


М. ОЗЕРСКАЯ

Фото Сергея Крамскова.

Автор:
Читайте нас: