Все новости
Актуально
21 Ноября , 10:00

Кто с лёгкостью сводит дебет с кредитом

21 ноября – День бухгалтера в России

Кто с лёгкостью сводит дебет с кредитом

Визитка

Ольга Чернова – исполняющая обязанности главного бухгалтера в ООО «УК ТАУ НефтеХим». В свободное время занимается иностранными языками. Владеет английским, турецким и немецким.

– Где вы учились? Кто по образованию?

– Окончила Уфимский авиационный институт, по образованию – экономист.

– Как строили профессиональный путь?

– Первое место работы – ОАО «АВТОВАЗТРАНС» в городе Тольятти. Пришла после окончания института устраиваться бухгалтером по расчёту заработной платы. Бухгалтерский учёт в институте не был профильной дисциплиной, об этом имела только поверхностное представление. Пока ждала главного бухгалтера, увидела, что на одной из дверей было написано «Финансовый отдел». Мелькнула мысль: «Вот бы здесь работать!». А потом главный бухгалтер сказала, что так как опыта бухгалтерской работы у меня нет, то мне самое место в финансовом отделе. «АВТОВАЗТРАНС» для меня – «та заводская проходная, что в люди вывела меня». До сих пор с особым трепетом отношусь к этой компании. Там начинался мой профессиональный путь, прошли молодые годы. Там встретила главного учителя в жизни, человека, с которым дружу до сих пор, хотя и живём в разных городах. Галине Павловне уже 84 года, раньше работала начальником финансового отдела. Думаю, что такой наставник нужен каждому человеку.

– Что в работе нравится больше и что, наоборот, вызывает негатив?

– Работа – это часть моей жизни. Она не начинается утром в понедельник и не заканчивается вечером в пятницу. Она со мной всегда. В жизни встречаются как чёрные, так и белые полосы. Случаются профессиональные успехи, которым радуюсь, есть и трудности, которые приходится преодолевать. Но свою работу считаю интересной несмотря на сложности.

– Какие особые качества и навыки нужны, чтобы успешно работать?

– Знаю бухгалтеров, которые в своём деле настоящие асы. Внимательность и аккуратность – их сильные стороны.

– Когда и как бухгалтер может проявить в работе творческие способности?

– Когда начинала работать, не имела навыков деловой переписки. Нельзя научить человека быть писателем, но научить правильно писать деловые письма можно. Училась писать, подражая текстам лучшего юриста нашей компании. Однажды показала ему своё письмо в налоговую инспекцию и услышала: «Как будто я писал! Чьё это письмо?». Потом в другой компании генеральный директор предложил написать письмо о деятельности нашего завода в министерство. При этом у него уже было своё. Прихожу к директору с готовым текстом, он начинает читать и через пару минут принимается медленно рвать своё.

– Насколько ваша профессия важна для города, республики, страны?

– Видела специальность бухгалтера в списке профессий, которые заменят роботы. Возможно, но не в России. Наши законодатели не дают закостенеть мозгам бухгалтеров и подкидывают такие учётные задачи, что у роботов от перенапряжения сгорят батарейки.

– По какому пути будет развиваться ваша профессия?

– Думаю, что будет отмирать функция бухгалтера как счетовода. В будущем рутинную работу будет выполнять искусственный интеллект. Если сейчас компьютеры распознают человеческие лица и управляют автомобилями, то работать с бухгалтерскими документами научатся легко. Бухгалтеры же будут выполнять только сложную работу, которая требует определённых решений при их вариантности. Считаю, что в этих условиях труд бухгалтеров будет высокооплачиваемым, и престиж специальности будет только расти.

– Отличается ли уровень подго-товки молодых специалистов от вашего? И вообще, какие они – молодые бухгалтеры?

– Сравнивать сложно. В наше время не было столько информации, и я хотела бы сейчас стать студенткой. Университетские годы во многом определяют дальнейшую жизнь. В кадровых агентствах говорят, что выпускников высших учебных заведений разбирают как горячие пирожки.

– Действительно ли, что для работы бухгалтером не нужно высшее образование и достаточно закончить только курсы?

– Английские слова bookkeeper и accountant переводятся одинаково – «бухгалтер», но обозначают бухгалтеров совершенно разных профессиональных уровней. Первое – это бухгалтер-счетовод, выполняющий работу по отражению в бухгалтерском учёте однотипных операций, второе – бухгалтер более высокого уровня подготовки, формирующий бухгалтерские отчёты, налоговые декларации. С одной стороны, конечно, требуется различный уровень профессиональной подготовки, и если планируете стать суперпрофессионалом, то без хорошего образования не обойтись. С другой стороны, у меня тоже нет профильного бухгалтерского образования, только экономическое, которое получено во времена СССР и безнадёжно устарело. Я училась на бухгалтерских курсах. Они дорого стоили. На тот момент не могла их себе позволить. Работая в финансовом отделе, занималась налогообложением, постоянно контактировала с бухгалтерией. Попросила главного бухгалтера уговорить генерального директора оплатить эти курсы. Наверное, привела тогда убедительные доводы и получила то, что хотела. Главное – ставить цель и идти в перёд, а пути могут быть разные.

– Какие знания и умения должны быть у современного бухгалтера?

– Подскажу маячок того, что вы на пике карьеры – вы знаете, кто такой Асват Дамодаран, и хотите быстрее прочитать его книгу. В настоящее время ведение бухгалтерского учёта по российским стандартам требует знания и международных образцов финансовой отчётности. Обычные компетенции бухгалтера, а также знание МСФО, английского языка на уровне Upper Intermediate – вот чего хотят работодатели в двадцать первом веке. Трудно ли этому научиться? Представьте, что копаете колодец: чем глубже копаете, тем труднее. Это тяжело, но возможно.

– Посоветуйте нашим читателя, студентам, школьникам, которые желают построить успешную карьеру в бухгалтерии, с чего стоит начать и как достичь карьерных высот?

– Думаю, что в среднем обычному человеку нужно лет десять, чтобы стать настоящим профессионалом. Вопрос только в том, что нельзя ошибиться в выборе профессии. Должен быть интерес, и тогда всё получится. Бухгалтеру сейчас нужны знания не только бухгалтерского учёта, но и гражданского и налогового законодательства, знания информационных технологий и даже английского языка. Успешный карьерный рост – это слагаемое теоретических знаний и практических навыков.

Автор:Жанна Сираева