Все новости

Из обычных взрослых - в наставники

Это большая несправедливость и недоразумение, что в наш сытый век не у каждого ребёнка есть родительская семья. Неравнодушные горожане приходят в детские дома с подарками, но детям нужно другое. Алия Гималова курирует проект "Наставничество" в Стерлитамаке.  Как стать наставником? Чему наставник может и должен научить подростка? И почему нам с вами это нужно, пожалуй, больше, чем им? 

Из обычных взрослых - в наставники

«БОЛЬШЕ НЕ ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ»
– Алия, почему Вы занялись неподъёмно-тяжёлой темой сиротства? Это личная история или так проявилась Ваша человеческая чуткость?
– У меня давно появилось желание помогать детям. Девять лет назад я начала ездить по социальным приютам нашей республики. Первым был Урман-Бишкадакский приют. Мы ездили с друзьями: возили угощение, устраивали весёлые праздники. Уже во время второго такого визита ко мне подошла девочка и сказала: «Больше не приезжайте к нам». «Почему?» - удивилась я. «Мне больно, когда вы уезжаете». Эта фраза потом камнем лежала в моём сердце, не давала покоя. Именно она сподвигла меня на проект «Наставничество».
– Как проект стал развиваться в нашем городе?
– Я узнала о нём в ноябре 2018 году: в Стерлитамак из Уфы приехала Салима Мануилова, координатор проекта «Наставничество» благотворительного фонда «Наши дети». Мне рассказали о проекте, и я захотела стать не только куратором, но и наставником. Я проходила тренинги, рассказывала о «Наставничестве» волонтёрам группы «Движение жизни» и многим организациям нашего города. Я курирую наставников в Стерлитамакском и Петровском детских домах, сейчас у нас 44 пары «наставник – ребёнок». Всего за три года сформировалось 56 пар. Из них 12 пар закрыты: троих детей забрали в семью, девять наставников расстались с ребятами из-за переезда кого-то из пары или болезни. Получилось так, что у одной девочки теперь две наставницы: она решила переехать, чтобы учиться поближе к родителям, её нашли нового наставника из Уфы, но наставник из Стерлитамака по-прежнему на связи с ребёнком: ездит к ней в Уфу, чтобы поздравить с праздниками, сопровождает во всех значимых событиях.
А ВЫ – НАСТАВНИК?
– Кто может стать наставником?
– Взрослый человек старше 24 лет. Если вы думаете, что наставник должен быть успешным в карьере и состоятельным, это не так. Все наши наставники разные. Мы подбираем пару по личным качествам: одному ребёнку нужен целеустремлённый лидер, другому – мама-домохозяйка. В одном из городов дети в восторге от юриста-байкера. Отвечая на вопрос «Что ты хочешь делать вместе с наставником?» многие, даже мальчишки, признаются, что хотят простых вещей – например, научиться вязать, готовить. Мы действуем по их запросам. Приходите на наши бесплатные тренинги: вы почувствуете, готовы ли вы быть наставником, отзывается ли в вашей душе эта миссия.
– Может ли неудачное взаимодействие с ребёнком причинить ему вред? Кому Вы точно не посоветуете участвовать в наставнической программе?
– Вы правы, я бы не рекомендовала идти в наставники людям, которые всё знают: как ребёнок должен себя вести, куда ему поступать и как жить. От взрослого с амбициями начальника-командира дети закрываются. Задача неравнодушного взрослого – научить ребёнка слышать самого себя, понимать свои потребности, видеть свои таланты.
«ВАШ КОЛЯ – ДУРАК!»
– Алия, с какими иллюзиями Вам пришлось расстаться в процессе работы и какие приятные открытия Вам удалось сделать?
– У каждого своя мотивация идти в проект, она не бывает хорошей или плохой. Многие поначалу просто жалеют детей. К счастью, обычно через полгода жалость уходит, и взрослые понимают, что они с детьми становятся родственными душами. На супервизии не составляет труда угадать, кто чей наставник: они похожи по характеру и, что самое невероятное, похожи внешне. Так, внутреннее спокойствие моего подопечного Коли удивительным образом совпадает с моим спокойствием.
– Как Вы сами стали наставником?
– Я ездила в Петровский детский дом больше пяти лет, знала всех детей и выбрала себе ребёнка. Когда я приехала к нему, меня ждал мальчик, которого я никогда не видела. Оказывается, психологи перепутали кандидатуры, и вместо активного Паши мне представили тихого Колю, которого я за пять лет даже не запомнила. Теперь я понимаю, что эта ошибка была счастливым промыслом. Коля – абсолютно мой человек: мы понимаем друг друга с полуслова, я ему доверяю, и качества, которыми он обладает, очень важны для меня. Когда девочка из детского дома столкнулась с травлей со стороны детей, Коля, по её словам, первым защитил её. «Ваш Коля – дурак, – сообщил мне полгода назад один мальчик. – Он нашёл телефон и вернул его». Но и мы с дочкой, если находим телефоны, всегда возвращаем их владельцам. И нам люди возвращают наши пропажи. Я объясняю детям, что бумеранг добра работает безотказно.
ОТКУДА БЕРУТСЯ СИЛЫ
– Каковы Ваши основные ресурсы?
– Основной мой ресурс – в проекте. У меня очень много работы, но мой внутренний мотиватор – видеть счастливые глаза детей и слышать, как они взахлёб рассказывают, что у них в жизни появились близкие люди. Расскажу один случай. Я восемь лет знаю девочку из Петровского детского дома: она была очень скованной, даже «здравствуйте» стеснялась сказать. У неё появляется наставница, и девочка меняется до неузнаваемости: улыбается, щебечет. Однажды приезжаю – она бежит. Оказывается, бежит ко мне – обнимает и шепчет: «Спасибо».
– Расскажите о Ваших планах на 2022 год.
– Мы хотим запустить проект в Куганакском детском доме. Моя большая мечта – чтобы у каждого ребёнка был наставник. У нас осталось десять детей, которые уже три года ждут наставников. Все интересующие вас вопросы вы можете задать мне по телефону 8 987 250 03 06.
Беседовала Екатерина ЯКОВЛЕВА

Автор:Екатерина Яковлева