Все новости
Дети
19 Сентября 2021, 11:00

А у нас цифровая лаборатория и новые микроскопы!

Как во Дворце пионеров природу изучают

А у нас цифровая лаборатория  и новые микроскопы!
А у нас цифровая лаборатория и новые микроскопы!

Самое красивое и романтичное место во Дворце пионеров и школьников им.Гайдара – это зимний сад. Хорошо сидеть там под раскидистой китайской розой и слушать пение птичек и журчание фонтана. Рядом в клетках обедают кролики, задумчивая черепаха не спеша ползёт по аквариуму, галдят попугайчики. Зимний сад – это территория отдела экологии Дворца пионеров и школьников им.А.П.Гайдара. Здесь ребята учатся наблюдать за животными и растениями, изучать окружающую их среду и как они вписываются в неё. Учителя стерлитамакских школ, которые приводят сюда детей на экскурсии, говорят, что у ребят загораются глаза. И они начинают спрашивать, как записаться в юннаты. Один мальчик сказал:– Я даже не подозревал, что у нас в городе есть такой сад прямо под крышей. Я хочу здесь остаться. Приходят с ребятишками и родители, но очень редко. Это огорчает. Увлечённый интересным  делом, посещающий кружок школьник перестаёт создавать проблемы как педагогам, так и родителям. Это аксиома!

НАУКА О ДОМЕ

Заведующая отделом экологии Зинаида Андреевна Чаус говорит: – У большинства людей создалось превратное мнение об экологии. Мол, экологи занимаются только уборкой отходов, мусора. Начнём с определяющего термина. Он состоит из двух слов: «ойкос» – «дом» и «логос» – «наука». Вот и получается: экология – наука о доме, то есть о нашей планете, мире, в котором живут не только люди, но и растения, животные, микроорганизмы, которые взаимодействуют между собой и окружающей их средой.Экология включает в себя более 70 наук, которые изучают всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Например, экология биосферы, промышленная экология, валеология (наука о качестве жизни и здоровье человека) и т.д.

ЮНЫЕ ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ

Наталья Ивановна Киреева – педагог дополнительного образования отдела экологии. Она рассказывает:– В нашем отделе для школьников разных возрастов есть большой выбор интересных образовательных программ. Программа «Юные любители природы» ориентирована на воспитание бережного отношения к природе, умение наблюдать за происходящими в ней явлениями, а также близкое знакомство с родным краем. Ребята узнают о среде обитания диких и домашних животных, республиканских заповедниках, особенностях растительного и животного мира. В этом году в рамках регионального проекта «Успех каждого ребёнка» программы «Юные любители природы» получили новые места и оборудование – бинокулярный и цифровые микроскопы, прибор контроля параметров почвы. Теперь дети научатся работать с ними, а также с цифровым фотоаппаратом. Они смогут определять кислотность почвы, влажность воздуха и многое другое. Эти навыки несомненно пригодятся на уроках в школе, в вузе. Природоохранная деятельность и участие в разных экологических проектах, например, «Зелёная Башкирия», «Серая шейка», воспитывают подлинный патриотизм и ответственное поведение в отношении к природе и братьям меньшим.

РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ

В отделе экологии есть педагог дополнительного образования Эльмира Мубиновна Нуримхаметова, у неё разработаны несколько программ для школьников самых разных возрастов. Она рассказывает:– С развитием цифровых технологий мы стали забывать о том, какое удовольствие приносит нам общение с природой, как оно важно для воспитания. Мои программы обучения и воспитания детей рассчитаны на то, чтобы вызвать у ребят интерес и желание изучать животных, проявлять заботу о них, исследовать окружающий мир и задумываться над решением экологических проблем. Это работа интересная, разноплановая и в ней нет готовых шаблонов. Для первоклассников (7-8 лет) предлагается программа «Мои друзья – животные». И младшие школьники учатся понимать домашних животных, общаться с кроликами, морскими свинками, хомячками. Такие контакты с нашими братьями меньшими очень полезны для малышей: они развивают в них доброжелательность и ответственность. Для детей постарше – программа «Мир животных». Тут более сложные задания. Ребята осваивают навыки грамотного содержания и ухода за домашними питомцами. Эта программа неразрывно связана с изучением животного и растительного мира родного края. Благодаря реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка» наш отдел получил новые модели микроскопов – USB-микроскоп, микромед С-13, монокулярный, бинокулярный и множество разных наборов микропрепаратов. Юные натуралисты обучаются работать на них, самостоятельно делают микропрепараты и открывают для себя тайны микромира, постепенно приучаясь к исследовательской деятельности. И уже затем участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, викторинах и т.п. Говоря о программах, хочется сказать и ещё об одной. Учащиеся 4-8 классов занимаются по программе «Экология животных» В процессе её освоения ребята основательно усваивают экологические знания, исследовательские методики и самостоятельно оформляют исследовательские работы и проекты.

Я ПРИГЛАШАЮ НА ЗАНЯТИЯ

В детском экологическом отделе появился молодой педагог – Рамзил Фаритович Исхаков. Он недавно окончил Стерлитамакский филиал БашГУ (естественнонаучное направление с двумя профилями – «Биология» и «Физика») и решил обучать детей основам экологии, прививать ответственное отношение к природе, иметь собственный взгляд на окружающую среду, который формируется на основе самостоятельной исследовательской деятельности. Рамзил Фаритович зовёт к себе всех, кому хочется заглянуть и перелистать Книгу природы:– Я приглашаю учащихся 4-8 классов на мои занятия по программам «Краевед-эколог» и «Проектируем экскурсию». В вашем распоряжении – цифровая (полевая) лаборатория учащегося по экологии – рюкзак с 14 датчиками, с помощью которых можно выполнять измерения некоторых экологических параметров воздушной и водной среды. Сюда же относятся планшетный компьютер для работы в полевых условиях и микроскопы разного уровня сложности для лабораторных и практических занятий, а также разнообразные микропрепараты, бинокли и многое другое. Всё это оборудование будет использоваться для инструментальных исследований и наблюдений. При этом участники программ получат знания не только в области естественных наук – физики, химии, биологии. Они обретут опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами. Во время исследований научатся грамотному информационному поиску, оформлению и презентации результатов исследования и проектирования. Полученные знания и навыки научного мышления, умение работать с информацией и цифровым оборудованием, способность осуществлять исследовательскую и проектную деятельность значительно расширят кругозор и пригодятся в дальнейшей учёбе да и в любой сфере деятельности.

О ВАЖНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Задаю З.А.Чаус вопрос, волнующий многих родителей:– Зинаида Андреевна, сейчас большое значение придаётся дополнительному образованию. Насколько это правомерно?– Во-первых, оно значительно расширяет и дополняет школьную программу, которая подчас не удовлетворяет особо любознательных ребят. К тому же всё, что ребята здесь узнают и те навыки, которые они у нас получают, пригодятся им как в повседневной жизни, так и в  общественной, в дальнейшей учёбе. Об этом можно узнать из отзывов наших выпускников. Во-вторых, это прекрасная подготовка к олимпиадам, ЕГЭ и вступительным экзаменам. Многие дети, которые посещали наши занятия, успешно сдавали экзамены в медицинские колледжи и вузы, на факультеты химии, биологии в университеты. А некоторые из них пошли в науку и защитили диссертации.

Фото из архивов отдела экологии

А у нас цифровая лаборатория  и новые микроскопы!
А у нас цифровая лаборатория и новые микроскопы!
Автор:Евгения Дьяконова
Читайте нас: