Все новости
История
23 Января 2022, 11:20

Послание из 68-го года

Странички из дневника

Послание из 68-го года
Послание из 68-го года

Сейчас весьма популярен буккроссинг. Очень удобно. Например, прочитал роман и в полной уверенности, что к нему больше не вернёшься, несёшь его в библиотеку. Там на специальных полках самая разнообразная литература на любой вкус. И прочитанную книжку пристроишь, и для себя что-нибудь интересное найдёшь.

ПОДАРОК БУККРОССИНГА

Копаясь на полках, предназначенных для буккроссинга, я неожиданно обнаружила старый учебник «Основы философии» Афанасьева. Наплыла ностальгия. А тут ещё неожиданный сюрприз – из старинного фолианта выпала записная книжечка в дерматиновой обложке. На листочке с выходными данными значилось «Восход». Москва.  Арт. 809. Цена 22 копейки. Старинная книжечка. А в ней дневник. Начинался он так:«Это будет дневник типа неотправленных писем, посвящённый В.Л. Надеюсь, он мне простит такую глупость, ведь я хочу поговорить с ним, поделиться мыслями, хотя бы в этом дневнике.Л». Читать чужие дневники, безусловно, нельзя ни в коем случае. Но, во-первых, дневник написан в середине 20 века, то есть довольно давно, а, во-вторых, как мне кажется, дневники пишутся с тайным желанием, чтобы их всё-таки кто-то прочёл.

ПОРТРЕТ АВТОРА

Писала его девушка лет девятнадцати.  Она работала и одновременно училась на втором курсе заочно. Из дневника: «А для меня вопрос учёбы таков, если окончу второй курс, переведусь на дневное отделение. Не хочу иметь просто диплом, хочу иметь знания. Учась и работая, мы, так получается, толком и не работаем, и не учимся».Романтическая натура, влюбчивая, немного кокетливая. Из дневника: «Прочитала пьесу Шиллера «Коварство и любовь». Какая вещь! Просто изумительно: написана прозой, а кажется, что это лирическая поэма. Хочется выучить наизусть. Теперь буду читать Шиллера». Она много читала.  Особенно, когда влюбилась.  Ей хотелось стать достойной предмета своего обожания. Из дневника: «Стала читать. 1) О.Бальзак «Письма к Ганской».  Знаешь, очень интересно читать о любви гениев мира сего. 2) Макс Фриш «Хомо Фабер». 3) «Хмель», 4) ЖЗЛ «Галуа». Я восхищаюсь им. 5) Мюссе. Меня особенно поразили его письма к писательнице Жорж Санд, другу Бальзака. А также его роман «Исповедь сына века». О ней – Жорж Санд. И его любви к ней. Боже! Как он её любил! Вообще, этот роман именно для молодёжи. Сейчас это моё любимое произведение.У него такое описание Парижа, что мне хочется туда. Хочу ходить там, где гуляли Бальзак, Жорж Санд, Мюссе».

ЕЁ ПЕРОМ ВОДИЛА ЛЮБОВЬ

Л. начала писать дневник, когда влюбилась, и у неё возникло желание рассказать любимому человеку о своих чувствах и мыслях. Почему бы не побеседовать с ним – воображаемым!  Пусть он даже никогда не узнает об этом. Хотя дневник… Подсознательно всегда надеешься, что его прочитает именно тот, для кого он писался. Дневниковые записи начинаются 22 января 1968 года: «Это первый день. Ты, конечно, помнишь, что в этот день мы сдавали экзамены по философии.  Я ужасно волновалась, но как увидела тебя, успокоилась. А ты, казалось, сам не замечая, излучал видимый только мне чистый, ласковый свет, который согревал меня.Ты, конечно, сдал философию. Глаза твои сияли, ты был похож на птицу, готовую взлететь.

Твоя радость отразилась в моём сердце! Пошла отвечать и я. А когда готовилась, в аудиторию вошёл С-в. Он сел и стал нагло сверлить меня глазами. Ты прости, но я немного была в него влюблена. И я растерялась. На его уроках, ты, конечно, этого не знаешь, я смеялась над ним, сводила его с ума своей неторопливостью сдать зачёт. А когда я всё-таки пришла на сдачу, он отговаривался занятостью, мол, у него сейчас нет времени. Ему страшно хотелось, чтобы я попросила его принять у меня зачёт. Я невозмутимо удалялась – некогда, так некогда.А тут экзамен. Подошла моя очередь. Я не могла при нём отвечать.

Отказалась. С каким превосходством он посмотрел на меня. Впервые мог задеть меня.На следующий день я ответила философию. Начались каникулы». 29 января.«Уже неделя, как я тебя не видела. Ужасно по тебе соскучилась. Каждый вечер смотрю на твои окна, гадая, чем ты занят. В эти дни я стала много читать, кроме этого стала слушать спектакли по радио: «Дети солнца», «Операция с Новым годом», «Операция «Трест». Ходила вечером на танцы. Влюбилась чуть-чуть. У него очень приятный голос, грустные блестящие глаза. Это Н. Ф-дзе. На танцах было шумно и весело.

Мы много смеялись и болтали». 30 января. Приехал молодой человек из Уфимского нефтяного института. Преподаватель физики. Симпатичный.  Я ему понравилась. Он всё звал меня в Уфу учиться. Вот так! Ты думаешь, если ты меня не любишь, то и другие не могут полюбить.  Да? Не думай. Я, между прочим, очень счастливая, хоть ты меня и не любишь.  Но ведь я тебя люблю, могу видеть, могу мысленно с тобой разговаривать – это ли не счастье? Вообще меня дома все любят, на работе тоже. И я всех люблю».

31 января. «Слушала Чайковского. Я не очень его любила. Я тебе расскажу подробно». (полстраницы зачёркнуто).«… слышалась музыка, которой я не знала. Кругом всё было как в сказке».«… И он был моим принцем. Он, конечно, не догадывался, что я в него влюбилась. Он стал говорить о музыке, искусстве. Заслушалась…». «Его любимым композитором был Чайковский. Когда он говорил о музыке, в глазах его горели звёзды, он улыбался чему-то, понятному только ему.Я полюбила Чайковского.  Слушая его, становишься… Душа становится большой и светлой. Ты любишь всех и всё.Мне, кажется, что такие люди, как Чайковский, поистине божественны. Кем нужно быть, чтобы заставить человека почувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ!

Мне не верится, что Паганини был очень некрасив. Он должен быть прекрасным, а не только красивым! Так вот, я слушала сегодня Чайковского и думала о тебе. Восемь дней прошло с тех пор, как я тебя не видела. Кажется, прошла целая вечность.В моём городе любви без тебя пусто, розы опустили свои роскошные головки, на небе не стало солнца. Ещё целых четыре дня я тебя не увижу. Хочется работать в две, в три смены, чтобы скорее настало 5 февраля, скорее на занятия, и я увижу тебя!». 3 февраля «Ходила в школу на вечер. Надеялась увидеть тебя. Увы, вашего величества в школе не было.

Как хорошо. Я снова почувствовала себя школьницей. Был концерт, игры, танцы. Было просто, хорошо и уютно. Не хватало только тебя». 7 февраля «Наконец-то я увидела тебя. Ты был лучше, чем я ожидала. Я стала в этот день самой счастливой на Земле.  Как хорошо, что я могу видеть, слышать тебя, любоваться твоей улыбкой.  Вот я тебя расхваливаю, а ты очень нехороший, не мог даже улыбнуться мне. В эту смену я работала в ночь, и мне совсем не хотелось спать, настроение хорошее, работа пела.  Девочки удивлялись, что я какая-то другая, что глаза у меня стали чёрные. Я пела, веселилась. А утром, когда я шла с работы, ты был у себя в цехе и сидел у окна. Ты, конечно, меня не видел. Я долго смотрела на тебя. Ты не сердись на меня. Я люблю тебя, когда ты простой и добрый». 8 февраля «Я не была на занятиях.  Сижу на работе и пишу.

Рассказывала девчонкам о прочитанных книгах.  Все слушали с большим вниманием, просили рассказывать ещё и ещё. Просили принести эти книги. У нас на работе все милые и хорошие, и всех я их люблю. Работаешь, например, ночью, девочки поют лирические песни, и кажется, ты уже не на работе, а где-то у реки вечером. Видишь закат солнца, блеск реки, шелест листьев. Володя, правда, ведь люди хорошие. Они делают тебя добрее, учат любить, страдать, радоваться».

9 февраля «Опять на работе. Опять не вижу тебя. Ты помнишь, 6 ноября ты остался у нас. Прости меня, я поцеловала тебя без твоего разрешения в щёку.Ты очень и очень красивый.Сижу, и всякие дурацкие мысли лезут в голову. Почему люди бывают хорошие и плохие, ведь рождаются все хорошими?Наверное, артисты не простые люди. У них больше доброты, красоты, благородства. Гораздо больше, чем у обыкновенных людей. Я, конечно, имею в виду хороших актёров.Подумала и ужаснулась. Человек за свою жизнь может прочитать какую-то ничтожную долю из сокровищницы мировой литературы.Вовик, зачем люди убивают друг друга? Неужели они не думают, что убитый ими человек больше не сможет посмотреть на мир, не увидит цветов, красок, детей?Убийцы об этом не думают, да?».10 февраля«Сегодня я тебя не видела. Если бы ты знал, как я тебя люблю! Скуден человеческий язык для выражения любви! Нужны такие слова, чтобы, как скажешь их любимому человеку – и синее стало небо, белее снег, ярче звёзды, зеленее деревья, светлее дни. Я, увы, не могу сказать такие слова.Я ужасная трусиха.

Боюсь физической стороны любви – взяться за руки, например, не говоря уже о поцелуях. Мне непонятно и то, что люди женятся и живут вместе, ведь совсем чужие люди!Помнишь, когда у Светки ты стал говорить мне ласковые слова, я напугалась больше, чем обрадовалась. Мне захотелось тотчас умереть, хотя я тебя так люблю. Люблю так, что хочется тебя убить. Не хочу, чтобы кто-то любил тебя. И ты влюбился в кого-то.  Иногда хочется убежать далеко-далеко, чтобы ничего не слышать о тебе, не видеть тебя».11 февраля«Смотрела спектакль «Больше не уходи!». Театр люблю сильнее, чем кино. На сцене видишь настоящих людей, живёшь и переживаешь вместе с актёрами. В ожидании чуда волнуюсь, когда открывается занавес». 13 февраля«Смотрела кинофильм «Твой современник». Хотела, чтобы мой отец был таким же.  Этот фильм чем-то похож на «Журналиста». Может быть, тем, что затрагивает ту же тему. Получилось поучительно и ярко. Мне фильм очень, очень понравился. Когда смотришь такие фильмы о большой любви, своя любовь кажется намного бледнее. А ты смог бы поступить так же?».

14 февраля«Странно. Сегодня я тебя увидела, но почему-то не испытала особой радости. Ты иногда сам делаешь себя нехорошим. У тебя был наигранный тон, вообще несобранный вид. Когда я говорили о Василии Губанове, восхищалась им, ты небрежно хмыкнул. Но ведь Губанов – настоящий человек, пусть в кино, пусть такого нет в жизни, но он есть! И ты не смеешь в него не верить.Понимаешь, этим твоим хмыканьем ты потушил светлый день – всё поблекло, стало серым и плоским. Прежде чем небрежно высказываться о ком-то или о чём-то, ты сначала подумай о том, что это может быть для другого свято. Если же тебе кто-то или что-то не нравится, постарайся высказывать своё мнение, не утрачивая такта, как подобает нормальному, воспитанному человеку.Ты не сердись на меня за то, что я тебе сказала.

Не могу же я тебе всё время говорить слащавые слова.Недавно читала, точнее, перечитывала роман Даниила Гранина «Искатели», где рассказывается о человеке, ищущем истину, любящего до безумия физику. Знаешь, что он говорил одному типу о современных людях, науке, поэзии, красоте: «Поэзии сейчас в тысячу раз больше. Разве раньше люди способны были представить себе, что вокруг нас бушуют радиоволны, говорят на разных языках дикторы, гремят оркестры? Слышите? Сколько, по-вашему, весит луч солнца? Был такой физик Лебедев. Он взвесил луч солнца. Вот настоящий поэт». Правда, сказано великолепно? Я в восторге от Лобанова!».

16 февраля«Ты был сегодня на занятиях, хотя я не надеялась увидеть тебя. На семинаре по немецкому языку ты насмешливо высказал удивление, что я знаю кое-что о спорте. Ты что, действительно думал, что я ни на что не способна, кроме смеха и болтовни? Но как-то так получается, что до института мне грустно, а на занятиях меня как будто подменяют. Ну, так вот: я стараюсь узнавать всегда и обо всём. Хотя, конечно, мне несравнимо далеко до разносторонности Ломоносова и мудрости Соломона.

Я не стараюсь изо всех сил изображать из себя гения. Просто знаю, что ты интересуешься многим, а чем я хуже тебя? Конечно, твои интересы направлены совсем в другую сторону. Я интересуюсь жизнью классиков, актёров, обожаю театр, балет. Люблю стихи, хотя ты их тоже читаешь. Но когда их произносишь не любя, они превращаются в пустые бесцветные звуки. Увлекаюсь собиранием открыток – репродукций с картин Третьяковкой галереи и Русского музея. Я там не была ни разу, но знаю многие картины.За появление интереса к искусству я могу благодарить только тебя. Раньше я интересовалась только театром. Сейчас я буквально пьянею от свободы, любви к тебе и людям вообще». 17 февраля«Хочу полностью окунуться в студенческую жизнь, полную как трудностей, так и романтики, озорного веселья».

ПОСЛЕДНИЕ СТРАНИЦЫ

«Мне здесь даже моё будущее кажется бледным. Окончу институт, буду посредственным инженером, выйду замуж, обзаведусь детьми. Куплю диван, телевизор и буду жить, как идиотка.Мне, кажется, если я уеду отсюда, жизнь моя будет совсем иная.Тебе, Вовик, я советую перевестись на дневное отделение. Тебе это можно – ты единственный сын и мужчина.Всё! Я больше не хочу писать в этот дневник. Дрожу, боясь, как бы его не прочитали. Ты не смей меня за него презирать. И не думай, что я совсем не гордая, из-за того, что я тебе объясняюсь, хотя ты меня даже не уважаешь.Я не требую от тебя ничего, просто ты мой единственный дорогой человек.Знаешь, почему не буду больше писать тебе? Просто, если буду продолжать, сойду с ума. Но мысленно я всегда с тобой. У меня даже есть вымышленное место свиданий с тобой.

В 7 часов вечера, в воскресенье (когда я не работаю с 4-х часов), сижу там и разговариваю с тобой, с добрым, великодушным, сильным и мужественным. А иногда мне кажется, ты взаправду идёшь мне навстречу. Я протягиваю руки… и пусто! Ты меня не любишь…Мама говорит, что я сумасшедшая. Не умею спокойно и красиво любить. Я поцеловала тебя всего один только раз. Как мне было страшно! Думала, что сверкнёт молния. И зачем люди целуются? Ничего особенного. Я тебя поцеловала. В мире ничего не изменилось! Я отдаю этот дневничок тебе после того, что ты сказал мне. Помнишь, во время празднования Дня учителя. Не знаю, почему я не могу дать тебе пощёчину? Теперь я окончательно поняла, что ты меня даже не уважаешь, если смог мне такое сказать.

После твоих слов мне стало всё безразлично, я еле удержала слёзы. Наверное, Света говорит правду, что я всё слишком по-детски воспринимаю, всё в розовом свете. А в жизни много лжи и грязи. После всего, что случилось, я не могу на тебя смотреть. Даже твоё милое лицо стало для меня другим. Знаешь, прочитай Роберта Рождественского – «Реквием». И, может быть, ты перестанешь понимать всё примитивно. Если не сможешь достать эту вещь, 24 октября в Доме культуры им. 40 лет ВЛКСМ на вечере «Реквием» будет читать Светка. И, если у тебя сердце заплачет, значит, ты ещё человек. Не разговаривай со мной вообще. Это моя просьба. Очень прошу!».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Очень хочется надеяться, что у автора дневника сложилась жизнь. И сейчас у Л. любящий муж, дети и внуки. Если она узнала свой дневник, то может прийти за ним в редакцию «Стерлитамакского рабочего» и взять на память о своей юности и первой любви. Нужно только назвать своё имя.

Автор:Евгения Дьяконова
Читайте нас: