Новый год – время детских утренников, корпоративных праздников, семейных застолий и… традиционного сказочного спектакля в русском драматическом. На этот раз коллектив театра порадовал детей и взрослых постановкой сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
[gallery link="file" order="DESC" orderby="post_date"]
Поставить на сцене волшебную сказку – дело непростое. Однако режиссёру-постановщику Людмиле Исмайловой, художнику Александру Храмцову, хореографу Татьяне Кафлевской, Марине Гарбуз, ответственной за музыкальное оформление, и актёрам театра удалось сразу же очаровать, околдовать зрителей, погрузив их в мир фантазии. От синего с переливами занавеса, над которым раскинула крылья лупоглазая, крючконосая сова, веяло неразгаданными тайнами удивительных превращений. Ещё не началось театральное действие, а зрители уже притихли в ожидании чуда. Вдруг всё зашумело, задвигалось, запело, заиграло! На сцене появились весёлые запевалы. Спектакль разворачивался на фоне русских песен и хороводов.
Купец - что в сказке С.Т.Аксакова, что в постановке Л.Исмайловой - образ очень простого рисунка. И у заслуженного артиста РБ А.С.Шабаева получился бы привычный шаблонный представитель купеческого сословия, если бы сквозь театральную роль не просвечивал реальный Александр Сергеевич – заботливый отец и любящий дедушка. Это очень украшало сказочный персонаж. Спектакль, однако, диктовал свои правила. Следуя им, актёр играл солидного купчину, чтущего дедовские обычаи. Окладистая борода, гордая поступь... Словом, русский купец – ни прибавить ни убавить. Он не изменил себе, даже встретившись с Чудищем. Держал марку!
Чудищу – артисту Денису Хисамову - хорошо. Спрятался в мохнатый костюм - и никаких тебе проблем с мимикой и жестами. Можно играть одним голосом! А голос у Дениса красивый – бархатный, с богатыми оттенками. Какое девичье сердечко выдержит? Русская-то женщина, как сказал один местный поэт, «любит ушами». Что касается возлюбленной Чудища Алёнушки, то актриса Татьяна Дорофеева, к сожалению, не ушла от шаблона. Сколько таких Алёнушек, Настенек, Золушек страдает от несправедливых придирок в разнообразных сказочных постановках! Скромные, безответные, добрые, трудолюбивые… Ходячие добродетели без искры жизни, а не молодые девушки. Между прочим, у героини «Аленького цветочка» и характер, и упорство, и смелость – всё имелось. Только девушка ими не козыряла – тихим омутом была. Глядя на театральную Алёнушку, сомневаешься: мог ли такую серую мышку полюбить заколдованный принц. Видимо, сам-то он был не промах, раз ведьма его превратила в гибрид животного и растения (у Чудища были руки-ветви).
То ли дело сестрицы Алёнушки! В сказке это безликие и завистливые злыдни. Зато в спектакле - хорошенькие, весёлые, кокетливые девчата, которые за словом в карман не полезут. Старшую сестру Капу азартно и весело играла Анжелика Гришкина. Всё в этом образе было хорошо: и лицо, и фигура, и пластика движений, и независимый гордый характер, правда, с лукавинкой, но на то она и купеческая дочь. Ей в пару была и средняя сестрёнка - Фиса Валентины Смирновой. Почти зеркальное отражение старшей сестры, дополняемое некоторыми индивидуальными чертами характера. Девушка страдала глупостью в лёгкой форме и легкомыслием в тяжёлой. Но у жизнерадостной Фисы даже недостатки выглядели как простительные слабости. Героиня Валентины Смирновой до кончиков ногтей - дочь Евы. Обе сестрицы относились к Алёнушке, как красавицы-троечницы к зануде-отличнице.
Воспитывала девичью троицу нянюшка. Актрисе Ольге Бовен как нельзя лучше удаются образы русских женщин. Но не тех, что нежатся в холе, а тех, что работают в поле. Актриса была так органична и натуральна (играла без единой фальшивой нотки) в своей роли, что сценическое действие отдавало вкусом реальных событий. Кроме того, ей за время спектакля пришлось перевоплощаться трижды. Баба-яга в стратегических целях приняла образ няни, и Ольга Бовен на глазах зрителей перевоплотилась в свою противоположность – злобную, завистливую, мстительную бабу, одним словом, ведьму. А ведьме, в свою очередь, нужно было явиться Алёнушке в старом образе. Вот задача! Няню нужно было сыграть так, чтобы зрители, особенно маленькие, ощутили в ней скрытую ведьму. Актриса блестяще справилась и с этой проблемой.
Злые силы в спектакле были представлены лучшими актёрами театра. Бабу-ягу играла заслуженная артистка РФ, народная артистка РБ Зоя Киреева, а Кикимору – народная артистка РБ Светлана Гиниятуллина.
Вот это была ведьма так ведьма! Коктейль злобы, коварства, ехидства, злоязычия. А как она двигалась по сцене! Смотреть – одно удовольствие. Ритмичные, быстрые, несколько угловатые движения Бабы-яги сливались в единый вихрь дикого танца. В такт этой какофонии движений звучал хрипловатый резкий голос, который, казалось, рассекал тугой воздух. И всё это проделывалось в туфлях на высоченных каблуках. Уверяю, такой фурии вы никогда не видели, да и вряд ли увидите. Разве что в «Аленьком цветочке». Туфли вызвали споры критически настроенных зрителей. В русской сказке на русской Бабе-яге туфли в стиле Коко Шанель! Наши ведьмы должны носить только лапти! Но маленькие зрители, приглашённые оценить спектакль с детской точки зрения, с восторгом воскликнули: «Прикольно!». Мне тоже так показалось, но начальству виднее. И всё-таки жаль, если Бабу-ягу переобуют…
Светлана Гиниятуллина играла, казалось бы, незаметную роль. Ну что такое Кикимора в сказочной табели о рангах? Существо зелёное, малопривлекательное, зависимое от более серьёзных товарищей, которые помыкают бедняжкой как хотят. Но у Светланы Гиниятуллиной не бывает проходных ролей. Она любой самый незаметный образ сделает ярким и запоминающимся с помощью таланта, удивительного актёрского чутья и потрясающей пластики. Так вышло и на этот раз.
Главный режиссёр театра Людмила Исмайлова - искусный постановщик театральных сказок. Маленькие зрители ещё не забыли «Царевну-лягушку», а в драмтеатре уже идёт «Маугли» - яркий красивый спектакль. Теперь в новогоднем венке праздничных ёлок, утренников, подарков и сюрпризов сияет «Аленький цветочек».