Под девизом "Читающая мама – читающая школа – читающая страна" школьные педагоги-библиотекари объединяются в стремлении вернуть в семьи традицию совместного чтения.
Проект "Читающая мама" успешно реализуется в информационно-библиотечном центре школы № 11 нашего города. Здесь им руководит Римма Ахметовна Сафиуллина, педагог-библиотекарь, учитель татарского языка и литературы. Она участвует в акциях для библиотек, во городских, республиканских и всероссийских форумах. Библиотека 11-й школы также является победителем многих всероссийских и республиканских конкурсов. Римма Ахметовна рассказала нам о важности семейного чтения и посоветовала некоторые книги.
- В вашей семье есть традиция читать в узком кругу?
- Когда мои дети были маленькие, я им читала сказки на ночь, детские стихотворения. Они с удовольствием слушали. Эта традиция сохранилась до сих пор. Мои родители учителя, поэтому у нас читающая семья. В детстве у меня была большая домашняя библиотека, в любой момент можно было взять и почитать книгу. С малых лет я любила читать сама: сначала прочитала все произведения из школьной библиотеки, потом из сельской.
- Для чего нужно читать ребенку именно в семейном кругу?
- Совместное чтение с мамой развивает интеллект ребенка, эмоциональную составляющую, эмпатию. Важно, чтобы в семье был пример читающего родителя. Если родители в семье читают, то и ребенок с раннего детства приучается к книгам. Ребенок видит, что мама читает, и он начинает интересоваться этим.
- Нужно ли читать с детьми постарше, с подростками?
- Моему сыну 13 лет, и я иногда читаю ему книги по школьной программе. Можно помогать с уроками, с литературой. Обсудить героев книги, сюжет, смысл, чтобы ребенку было понятнее. Это и помощь в обучении, и семейное чтение.
- Как агитировать людей снова читать вместе? Ведь большинство сидят в гаджетах.
- Сейчас, конечно, у детей больше развито клиповое мышление. Нужно взять за привычку выделять хотя бы 10-20 минут в день для чтения. Прочитать отрывок интересной книги с мамой или папой, обсудить сюжет. Можно остановиться на самом интересном моменте и ребенок сам попросит продолжить читать. А потом это уже станет традицией.
- Слушать аудио книги будет также полезно, как читать бумажные?
- У детей разное восприятие. Кто-то визуал, кто-то аудиал, поэтому кому-то будет полезно слушать аудио книги. Например, наша библиотека подключена ко многим электронным библиотекам, таким как: национальная электронная библиотека имени Ахмеда-Заки-Валиди, Литрес. Так что можно прийти и почитать электронные книги, послушать в формате аудио. Я хочу порекомендовать читателям приложение «НЭБ Свет», там размещены все программные материалы и к ним же идут фильмы. Можно прочитать книгу или послушать аудио и тут же посмотреть по ней фильм. Это полезно и удобно.
- Если ребенок не хочет читать, что можно сделать?
- Если ребенок младшего возраста, то можно читать в игровой форме. Есть книги в форме игрушек, книги-пазлы, раскраски, можно поиграть с ребенком, задать вопросы.
- Какие жанры вы бы посоветовали?
- Маленькие дети любят детские стихотворения, сказки. Нужно начинать с произведений фольклора, с устного народного творчества, а потом переходить к авторским произведениям.
- А что можно почитать подросткам помимо школьной программы?
- Я рекомендую к прочтению книги современных российских писателей. У нас в библиотеке много таких книг, мы приобрели современных авторов. Например Тамара Крюкова, Евгения Перлова, Марина Дружинина. Эти книги как раз о жизни современной молодежи, о школьных юмористических историях. Подростки нашей школы любят читать современную фантастику российских писателей. Некоторые дети любят детективы.
Семейное чтение – это не просто совместный досуг, а серьезная творческая работа для родителей и ребенка. Оно отличается от чтения на уроках комфортными условиями, живым контактом с ребенком, звучанием голоса, жестами, мимикой. Традиция материнского чтения уходит корнями в далекое прошлое и начинается с колыбельных песен, прибауток, загадок, сказок.
Помните, друзья, книга в руках родителя – сильнейший воспитательный пример. Для то, чтобы дети читали, ему нужен рядом образец – читающий взрослый, еще лучше, читающий вместе с ним родитель. Начните читать прямо сегодня вечером, мы прилагаем рассказ Валентины Осеевой «Бабка» и вопросы по содержанию. Можете прочитать этот рассказ с детьми и обсудить, используя наши вопросы: "Как относилась героиня к каждому члену семьи и как они к ней? Хорошо ли жилось бабке в этой семье? О чём говорит фраза "Бабка спала на сундуке? Отец Борькит считал, что бабку никто не обижал. Так ли это?", "Как вы понимаете слова бабки: "Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать?" Какое отношение эти слова имеют к Борьке и к самой бабке?", "Как вы думаете, раскаялся ли Борька в своём отношении к бабке? Чем это можно доказать?".
Также ниже расположен QR-код, перейдя по которому, вы попадете в группу «Читающая мама». Там вы увидите много полезных советов: что почитать летом, причины читать вслух детям, как чтение влияет на мозг и многое другое.
Римма Ахметовна порекомендовала список книг для подростков и маленьких детей.
Для ребят поменьше:
- «Крошка ежик» Т.Крюкова
- «Однажды в шкафу» К.Горбунова
- «Калоша Волшебника» Т.Крюкова
- «Что случилось в нашем классе?» М.Дружинина
- «Рыжее счастье» Е.Неволина
Для подростков:
- «Дай мне руку» Е.Перлова
- «Прикоснись к химере» И.Павлова
- «Победителей судят» Т.Крюкова
- «Дневник королевской особы» А.Птухина
- «Школа черного колдуна» А.Преображенский