Все новости
Новости
20 Ноября , 12:00

Лучший постановщик года

На днях в Уфе завершился телевизионный конкурс исполнителей башкирского танца «Байык». За 13 лет этого танцевального форума в нём успели принять участие сотни коллективов и сольных исполнителей. А это более 20 тысяч танцоров со всех уголков Башкортостана и регионов России.

Лучший постановщик года

Вот и в этом году в нём участвовали посланцы не только из нашей республики, но и Санкт-Петербурга, Сургута, Сатки (Челябинская область), которые по праву были удостоены специального приза Всемирного курултая (конгресса) башкир.
Знаменательным событием нынешнего конкурса стало присуждение приза «Лучший постановщик года» заслуженному артисту РБ, одному из ведущих хореографов республики Халилу Ишбердину. Халила Анваровича хорошо знают в Стерлитамаке любители народных танцев. Он – основатель Стерлитамакского театра танца – одной из ведущих структур Стерлитамакского театрально-концертного объединения. Его танцы «Бурзянские джигиты», «Порт Артур», «Ехали казаки», Ирендек», «Баит», «Бабочка», «Аулак», «Кони» и другие вошли в золотой фонд башкирской хореографии. На протяжении многих лет этими танцами разные самодеятельные коллективы брали Гран-при на конкурсе «Байык». Как он сам сказал: «Там сегодня гуляет около 15 моих номеров». При этом все эти годы их создатель оставался в тени. И вот, в этом году Халил Анваровича впервые чествовали на этом престижном конкурсе, как одного из ведущих хореографов республики. Впервые он вышел на сцену и вместе со своими учениками представил публике настоящий пластический спектакль, как писали в республиканских СМИ, «мощный и трепетный одновременно».
Х.Ишбердин давно уже на пенсии (век танцора короток). Живёт у себя на родине в городе Баймаке. Но с хореографией не расстался. Мы связались с ним по телефону и попросили поделиться впечатлениями о прошедшем конкурсе.
– У меня в Баймаке свой коллектив «Аркаим», – сказал хореограф в эксклюзивном интервью. – Кроме того, работаю в Сибайском филиале БашГУ, руковожу коллективом «Сармат», а также в Сибайской гимназии-интернате. Приглашают на постановки и в другие коллективы по городам и районам Башкирии. В этом году, несмотря на пандемию, поставил «Бурзянских джигитов» в Старосубхангулово (райцентр Бурзянского района). Там есть прекрасный коллектив «Самрау». Они два года подряд с моими танцами брали Гран-при на «Баике». Ставил массовые и сольные танцы в Зилаирском, Абзелиловском и других районах республики.
– В чём секрет успеха твоих постановок?
– Я изначально ставлю для профессионалов. Увидев мои танцы, самодеятельные танцоры испытывают желание также включить их в свой репертуар. При этом они стараются равняться на профи. То есть вольно или невольно поднимают для себя планку.
– С какими впечатлениями вернулся с конкурса?
– Трудно передать словами. Финал его получился необычным во всех отношениях. Так, вместо замечаний членов жюри слово предоставили мне, чтобы я провёл для них своего рода мастер-класс. Рассказал об истории своих танцев, музыки. Как зарождались сами танцы. После моего выступления некоторые члены жюри высказались за то, чтобы предложить Министерству культуры пропагандировать школу Ишбердина. Чтобы Ишбердин работал по всей Башкирии и не столько с коллективами, сколько с руководителями. Было очень лестно услышать такие отзывы.
– Что нового в творческих планах?
– Работать. Творить… Кстати, по возвращении с «Баика» я заехал в Буриказган Стерлитамакского района и за субботу и воскресенье поставил два татарских танца. Один из них я в этом году уже ставил в госансамбле «Агидель» города Актаныша (Республика Татарстан). Буриказгановцы, увидев его, загорелись желанием включить в свой репертуар. И обратились ко мне…
Так что продолжаю работать, как и раньше. Только масштаб другой. Побольше.
Фото из личного архива Халила Ишбердина

Автор:Фаяз Юмагузин