Все новости
10
Новости
29 Января , 09:58

Письмо из прошлого

Мы начинаем серию публикаций контр-адмирала А.Дьяконова (фото 1), уроженца Стерлитамака, заместителя командующего Северным флотом по работе с личным составом с 1995 по 2008 г., участника боевых действий, ветерана подразделений особого риска, кандидата исторических наук, члена Союза писателей России. Стоит добавить, что свой творческий путь Александр Геннадьевич начинал в «Стерлитамакском рабочем» − сначала юнкором, потом некоторое время внештатным и штатным сотрудником. Мы рады, что это сотрудничество продолжается.

Письмо  из прошлого
Письмо из прошлого

Однажды, разбирая свои архивы, случайно натолкнулся на пожелтевшие от времени тетрадные листки, исписанные красивым и чётким почерком, в котором сразу узнал руку моего отца-фронтовика (фото 2), старшего сержанта разведроты пехотного полка.


Это был ответ нам, в то время курсантам первого курса 121-го класса Киевского высшего военно-морского политического училища, на письма, которые мы ранее отправляли своим отцам и дедам-фронтовикам с просьбой рассказать о своём боевом пути в годы Великой Отечественной войны, прислать фотографии военных лет. В то время шла подготовка к празднованию 25-й годовщины со дня Великой Победы.
Вот это письмо, чудом сохранившееся в моём архиве:


«Дорогие товарищи комсомольцы! Получил ваше письмо, где вы просите выслать фотографии военных лет, воспоминания и пожелания. К сожалению, фотографий военных лет у меня не сохранилось, кроме одной − февраль 1945 г. (фото 3), город Познань, Польша, госпиталь после ранения. Посылаю вам её копию, а также небольшие воспоминания. Я прошёл свой боевой путь от Сталинграда до Берлина. Первое боевое крещение принял в декабре 1942 года, когда мне только что исполнилось 18 лет.


Был я рядовым бойцом-пехотинцем 9-го Гвардейского стрелкового полка, З-й гвардейской стрелковой дивизии, 2-й гвардейской армии. Шли ожесточённые бои в Донских степях по окружению немецко-фашистской группировки Паулюса. Помню, стояла холодная зима 1942 года. Немецкие танки предпринимали атаку за атакой, за танками шла пехота противника. Отражая их, мы с артиллерией продвигались к станции Котельниково. Особенно сильные бои разгорелись в районе деревни Васильевки, хутора Капкинского. В одном из боёв в январе 1943 г. я был контужен. После лечения в госпитале был направлен в 149-й запасный полк, в учебный батальон.
Кончилась Сталинградская битва. И снова фронт, теперь уже в 83-й гвардейский стрелковый полк, 27-й гвардейской дивизии, 8-й гвардейской армии, которой командовал В.И.Чуйков. После учебного батальона мне было присвоено звание сержанта. В 83-м полку я служил в полковой пешей разведке. Начиная от Северского Донца, наш полк с боями прошёл по земле Украины. Отступая, гитлеровцы оставляли разрушенные сёла и города. Там вели мы сильные бои на станции Барвенково, за город Запорожье, деревню Каменку у города Никополя.


В Южно-Бугских плавнях на реке Ингулец весной 1944 г. наша дивизия разгромила штаб 6-й немецкой армии, которой командовал генерал Холлидт. У этой армии была задача взять реванш за Сталинград. Нашей дивизии было присвоено звание Ново-Бугской, и она была награждена орденом Богдана Хмельницкого. Жуткую картину представляла переправа у маленькой деревни на берегу р. Ингулец: брошенные немецкие штабные повозки с имуществом, убитые и раненые, разбитые пушки, полевые кухни, грязь по колено... А мы идём вперёд. Наш путь к югу. Севернее Одессы мы вышли к Днестровскому лиману. На той стороне − г.Аккерман (сейчас Белгород-Днестровский), противник. Задачу дивизии ставят другую. На станции Котовск грузимся в эшелоны и едем в Белоруссию, в Ровенскую область. Сосредотачиваемся у г.Ковеля. И опять наступление. Прорвав оборону противника, форсируем реку Буг и вступаем на территорию Польши.
Первыми форсируем реку Вислу южнее Варшавы и освобождаем польскую столицу. Вся разбитая Варшава была охвачена пожарами. Затем снова в путь, и снова бои. Освободили город Лодзь. Сильные бои разгорелись в г.Познани. Там нашей дивизии и полку пришлось воевать дольше. Сотни окон в домах заменили немцам окопы. На окраине города в старой цитадели фашисты долго сопротивлялись. В Познани я был тяжело ранен − немецкий снайпер прострелил мне грудь навылет. Лечение в госпитале, и снова в свою часть, не дожидаясь выписки, а мой полк уже в Германии, у Одера.


Подготовка к большому наступлению, форсируем реку Одер. Рано утром 16 апреля 1945 г. земля задрожала по всему фронту: артиллерия, «Катюши» несмолкаемо бьют по фашистской обороне, мощные прожекторы прошивают передний край противника, началось наступление. И мы, пехотинцы-разведчики, шли в первых рядах наступающих. Прорвана первая линия обороны, оглушённые немцы поднимают руки, первые пленные, но это только начало. Придя в себя, враг отчаянно огрызается, идут бои. Впереди Зееловские высоты, по ним проходит железная дорога. Контратака за контратакой. Приближается вечер, грохот орудий, свист снарядов, воздушные бои. Наша «Царица полей», пехота, преодолела железную дорогу, мы идём вперёд. Зееловские высоты после нескольких дней боёв были взяты.


Берлин совсем рядом. Вот уже и окраина города, столица Германии в огне пожаров. На некоторых зданиях видны белые флаги. Форсируем Тельтов-канал. Немцы прижимают нас огнём к земле, но наша артиллерия уже бьёт по гитлеровцам прямой наводкой. В этих боях на окраине фашистского логова я был опять тяжело ранен и попал в госпиталь. Там же, находясь на лечении, услышал долгожданную весть о Победе. Нас, раненых бойцов, позже специально привозили к Рейхстагу, чтобы мы расписались на его колоннах в честь победы над врагом! Все мы тогда ликовали, но было очень горько и до боли тяжело за наших бое­вых товарищей, которые пали в последних боях буквально накануне Победы, а также за всех наших воинов, героически погибших в боях за Родину. Вечная им память!


Я после лечения в госпитале в августе 1945 г. был демобилизован по ранению и вместе с другими бойцами в эшелоне «Мы из Берлина» прибыл в Москву, а затем вернулся к себе домой в Стерлитамак.
Дорогие товарищи курсанты, дорогие наши сыны! В августе 1969 года я был у вас в Киеве, специально, приехал к сыну, когда вы принимали присягу в Парке Славы Великой Отечественной войны. Глядя на вас, сердце наполнилось гордостью, на глазах выступили слёзы. Нет, не напрасно пролили свою кровь и отдали свои жизни герои-фронтовики, представители старшего поколения. Вы, молодые люди, будущие офицеры-политработники, военные моряки, свято чтите и приумножайте славные боевые традиции отцов и дедов, принёсших Победу! Вы − наша гордость, наша сила, будущие защитники нашей Великой Родины! Гвардии старший сержант запаса Дьяконов Геннадий Александрович,
апрель 1970 г.».  
И вот минуло ровно 55 лет. Давно ушли из жизни мои родители, а отца я уже превзошёл по возрасту. Закончилась и моя почти сорокалетняя служба в Военно-морском флоте, в основном на севере, в Арктике. Повзрослели дочери, выросли внуки: старший Александр − отслужил срочную службу в армии, окончил технический университет, работает. Младший Евгений учится в военном вузе, спортсмен-разрядник, совершил десять прыжков с парашютом. Мы с супругой Натальей Николаевной, у которой покойные родители тоже участники Великой Отечественной войны, стараемся поддерживать и укреплять семейные узы, бережно хранить память о своих предках, воспитывать молодое поколение на славных боевых и трудовых традициях нашего народа и России.


ЗА ПРАВДУ РУССКУЮ!
Чтоб защитить от страшных бед
Россию-матушку мою,
Добьёмся новых мы побед
За правду русскую в бою.
Сапёры, лётчики, танкисты,
Десантники, артиллеристы,
И облачённые в доспехи,
В боях отважные морпехи.
За всех за вас молю я бога,
Чтоб вовремя пришла подмога,
Всегда, везде была удача,
В бою решённая задача!
Среди бойцов вам равных нет,
Добьётесь славных вы побед!

В СОРОК ВТОРОМ
Отец ушёл на фронт в сорок втором,
Исполнилось парнишке восемнадцать,
В бою под Сталинградом роковом
Был ранен он, но продолжал сражаться.

Надвинув глубже каски до бровей,
Бойцы ползли с гранатами на танки,
Разрывы бомб и треск очередей,
Окопы, грязь, осколки и подранки.
Их много полегло на той войне,
Несчётно раз в боях грозила смерть,
Остался жив – знать, повезло вдвойне,
Кровавая гуляла круговерть.

В пехоте до Берлина он протопал,
Сражались друг за друга, брат за брата,
Колена преклонила вся Европа
Пред мужеством советского солдата!

С войны пришёл израненный боец,
Как выжил, можно просто удивляться,
И это был мой будущий отец,
А парню было ещё только двадцать.

ОТЕЦ
Май победный, сорок пятый,
Рады все, врагу конец,
И живым с войны проклятой
Возвращался тот боец.

Три раненья, пять медалей,
Но ведь выжил человек,
Орден позже, правда, дали,
Двадцать лет, двадцатый век.

Инвалид он группы первой,
А по возрасту − юнец,
Шёл в атаку среди первых...
Вот таким был мой отец!

ВЕЛИКИЙ МАРШАЛ
В историю вошёл победным маршем,
Тяжёлою дорогой фронтовой
Солдат России − наш советский маршал,
Наследник Русской славы боевой.

Великий маршал страшной той войны,
Он вёл полки в жестокий смертный бой,
Там бились насмерть Родины сыны,
И он был с ними на передовой.

Легендой фронтовых кровавых дней
Остался в памяти отцов, сынов и внуков,
Солдат Великой Родины своей
Всегда победоносный маршал Жуков!

СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ
Война стучится в каждый дом,
Уже маячит на пороге,
И будоражит всех кругом,
И поднимает по тревоге.

Ну что ж, коль выпала судьба,
И Родина зовёт в дорогу,
Готов идти, чтобы война
Остановилась у порога.

Нельзя пускать её в свой дом,
Она несёт и смерть, и беды,
Вот потому − священный долг
Идти сражаться до победы!

ОНИ И МЫ
Они не простят нам Великой Победы,
Победы героев бесстрашных,
Которую наши советские деды
Добыли в боях рукопашных.

Они не простят нам духовной свободы,
Не могут никак успокоиться,
Что мирно прожили мы многие годы,
И дальше у нас всё устроится...

Они не простят нам по жизни удачи,
Ни в мирном труде, ни в боях.
Их мозг постоянною злобой охвачен,
И вечный преследует страх.

В своей правоте мы уверены будем,
Стояли на том и стоим,
Но подлости к нам никогда не забудем,
И тоже мы их не простим!

Письмо  из прошлого
Письмо  из прошлого
Письмо из прошлого
Автор:
Читайте нас: