Все новости
Образование
28 Июня 2022, 15:19

К изменениям - бережно и верно

О выходе из Болонской системы и перспективах высшей школы

К изменениям - бережно и верно
К изменениям - бережно и верно

6 июня 2022 года Минобрнауки России заявило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. О том, что это решение означает для сегодняшних студентов и абитуриентов нашего города, мы беседуем с директором Стерлитамакского филиала БашГУ профессором, доктором филологических наук И.А.Сыровым.


– Игорь Анатольевич, напомните нашим читателям: в чём суть Болонского процесса?

– Болонская система (или Болонский процесс) – это европейское пространство высшего образования. Суть процесса заключалась в том, что дипломы о высшем образовании стран, которые заключили соответствующее соглашение, признавались на территории Европы как равноценные. При этом образовательный процесс строился так, чтобы студенты могли применить полученные знания, умения и навыки в целом ряде стран Европы. Эта интеграционная задумка заинтересовала Россию: мы открыты миру и нацелены на сотрудничество. Башкирский Государственный университет, как и все вузы России, с 2011 года вошёл в Болонскую систему. Система высшего образования стала трёхуровневой: она включила в себя бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.


– Чем вызван выход из Болонской системы?


– После начала спецоперации на Украине ряд европейских стран официально заявили об исключении России из Болонского процесса. То есть не мы инициировали выход из системы – нас привела к этому политическая ситуация в Европе.


– Как предположительно будет развиваться ситуация?


– Среди категоричных официальных заявлений, прозвучавших в нашей стране о вариантах развитии ситуации – возврат к советской системе образования и отказ от бакалавриата и магистратуры в пользу специалитета. Основываясь на обсуждениях в Министерстве науки и высшего образования, Министерстве Просвещения, Рособрнадзоре и профильных комитетах Государственной Думы, можно утверждать: нас ждёт не отмена, а реформирование Болонской системы. Её двухчастную структуру (бакалавриат и магистратуру) одномоментно отменять не будут: это непродуктивно по нескольким причинам. Во-первых, кроме недружественных нам европейских стран есть дружественные страны ШОС и БРИКС, еврозоны и Евросоюза, с которыми мы плодотворно взаимодействуем в сфере развития системы высшего образования. Если мы откажемся от её двухчастной структуры, мы вычеркнем себя из системы взаимодействия высшей школы с дружественными нам странами. Ведь с ними можно успешно реализовать идею студенческой мобильности, изначально заложенную в Болонский процесс.


– Какие глубинные изменения российской системы образования вызвал Болонский процесс?


– Произошедшее в 2011 году справедливо назвать скорее её сломом, нежели трансформацией. Но надо отдать должное руководству нашей страны: переход на Болонскую систему не был слепым. Во-первых, мы сохранили специалитет на таких важных направлениях подготовки, как медицина, оборонные отрасли образования, связанные с военно-промышленным комплексом и сфера промышленности. Во-вторых, бакалавриат и магистратура позволили нам готовить специалистов, востребованных работодателем на разных уровнях. Мы всегда разрабатывали разветвлённую сеть образовательных программ по магистратуре, и результатом была точечная, качественая подготовка профессионалов с научно-исследовательскими, управленческими и другими важными компетенциями. Таким образом, Болонская система легла на подготовленную, благодатную почву качественного российского образования и не обвалила его. А сейчас возникло чёткое осознание того, что нам необходимо реформировать нашу образовательную систему – предпринять шаги к тому, чтобы она была продуктивной, подготовка специалистов – качественной, а выпускники – востребованными. И всё это – без механистичного копирования западных образцов.


– К чему должны быть готовы абитуриенты?


– Те, кто поступает к нам в этом году, не претерпят каких-либо новых требований по отношению к себе, абитуриенты будут поступать по схеме, отработанной в течение многих лет. Переломных явлений, резко меняющих приёмную компанию, не будет. Реформирование станет постепенным. Студентам по-прежнему предстоит осваивать актуальные направления и быть нужными работодателям: трудоустройство ребят, закончивших обучение в Стерлитамакском филиале БашГУ, по данным ежегодного мониторинга составляет более 80 процентов.

Автор:Екатерина Яковлева
Читайте нас: