Страшное ДТП в Башкирии. Погибло пятеро молодых людей
Все новости
Образование
5 Октября 2022, 11:46

«Заслуженный учитель Республики Башкортостан» рассказывает о секретах профессии

Как физика учит понимать и любить мир.

«Заслуженный учитель Республики Башкортостан» рассказывает о секретах профессии
«Заслуженный учитель Республики Башкортостан» рассказывает о секретах профессии

Учитель физики лицея № 3 Лидия Ивановна Финагина в представлении не нуждается: опытного педагога знают и любят и в городе, и в республике. Два года назад ей было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан».

Но по-настоящему её радует другое:
– К счастью, растёт талантливое поколение физиков: Надежда Пестова (лицей № 1), Ильдар Казнабаев (БЛИ-3), Максим Финагеев (33-я школа)...


Желание поделиться тем, что любишь и знаешь, привлекает в жизнь педагога интересные события. Так, в августе Лидия Ивановна по приглашению побывала на Всероссийском съезде учителей физики: в «Сириусе» собрались преимущественно те, кто работает по углублённой программе. Слышать от единомышленников, что нашей стране очень нужны квалифицированные инженеры – это воодушевляет. Благо, лицей № 3 – ассоциированная школа Союза машиностроителей России, а Финагина неизменно выбирает работать там, где она востребована, где её навыки нужнее всего. Инициатор создания лицея № 1, она много лет работает так, что её ученики побеждают в олимпиадах, а как абитуриенты – успешны и востребованы.


– Я никогда не готовила олимпиадников, – замечает учитель. – Я просто преподавала. Когда ты говоришь: «Вот олимпиада, надо её решать» – это один случай. А когда ты каждый раз включаешь в домашнее задание или в урок олимпиадную задачу и дети не знают, что она олимпиадная, – это другое дело, совершенно обычное для классов с углублённым изучением физики и математики. Решают все. Бывало, на олимпиады ездили сразу по 8-10 человек из класса.

– Моя работа в 3-м лицее – это моё хобби, – признаётся Лидия Ивановна, мечтающая об инженерном классе.

У неё, у человека с «неудобным» характером, проблем с детьми просто нет:
– Зашла в класс, сообщила: «Я буду вести у вас физику», начала урок. Какие могут быть проблемы? Да, все дети разные. Порой, чтобы втянуть их в предмет, с ними надо играть. А главное – показывать, что физика – это наука о жизни. Интересно размышлять вместе с ними, представлять, воображать. Полезно бывает сделать ошибку: напишешь на доске, поворачиваешься к ним, смотришь серьёзно. И обязательно объявляется человек, который говорит: «Лидия Ивановна, а вы вообще-то всё правильно написали?». – «Конечно», – говорю, а сама, бывало, отворачиваюсь к доске, чтобы не расхохотаться.


В телефонах на физике никто не сидит:
– Я постоянно курсирую по классу, и никто не знает, за чьей спиной я окажусь в следующую минуту, – шутит учитель.
А если серьёзно, школьники знают, что телефон – одно из достижений квантовой физики, и то, как благодаря науке меняется мир, завораживает ребят. Поэтому у Лидии Ивановны ещё не было учеников, которые спрашивали, зачем это нужно – знать физику:
– Дело в том, что абсолютно весь этот предмет – о жизни. Стыдно пользоваться благами цивилизации и не знать, как всё это работает. Однажды я так и сказала восьмиклассникам: если не выучите электричество, я приглашу ваших родителей и попрошу, чтобы вы дома электричеством не пользовались: никаких телевизоров, зарядных устройств и холодильников.


Ребят, влюблённых в физику, учить легко:
– Как только ребёнок начинает понимать предмет, дело пойдёт. Нелюбовь к учению может быть оттого, что ребёнок однажды потерялся в материале: ему не помогли, и он стал терять интерес. А вот если ребёнок поступил туда, куда хотел, и там благополучно учится – значит, мы, учителя, всё сделали правильно.


Благодаря Лидии Ивановне старшеклассники чувствуют себя взрослыми: учитель доверяет им принимать зачёты у ребят помладше. Кстати, ребёнком наша героиня мечтала стать не учителем, а журналистом-международником. На экзамене по истории получила тройку, потому что вместо знаний по предмету от неё требовали подробностей текущей политической ситуации. Так Стерлитамак получил талантливого физика. Педагог не жалеет о том, что нашла свою судьбу не в Москве, а в родном городе. Но уважает ЕГЭ: результаты этого экзамена защищают абитуриентов от предвзятого отношения при поступлении в вуз.


– Приятно, когда тебя поздравляет с днём рождения твой бывший троечник, ныне – студент военной академии. Приятно, когда бывшая троечница, теперь тоже студентка, пишет: «Лидия Ивановна, хочу на ваши уроки физики!». – «Что, – спрашиваю, – физика началась?». – «Ага». Оценки, разумеется, – всего лишь условность, для пользы дела их можно иногда и завысить. А настоящее дело – в том, чтобы воспитать людей, которые будут понимать: любое занятие требует в первую очередь труда. Если они научатся трудиться в школе – будут трудиться и в вузе, и на работе. Мне нравится, что если мои ученики что-то не доделали, им не всё равно – им становится стыдно.


И на то, что учителем сегодня быть трудно, у профессионала тоже собственный взгляд:
– Внучка недавно спросила меня: «Бабуль, а ты сколько лет в школу ходишь?». – «45 лет учу ребят и 10 лет сама была школьницей. Больше полувека получается». Чтобы не бояться трудностей, учителю хорошо бы самому учиться. В любом возрасте. Если человек действительно хочет работать, его ничто не остановит – ни скромная заплата, ни шумные дети. Есть ты, есть твой класс – есть всё для того, чтобы быть собой и заниматься любимым делом.

Беседовала Екатерина Яковлева

Автор:
Читайте нас: