Все новости
Образование
21 Января 2023, 15:17

Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье

Беседуем с абсолютным победителем педагогического конкурса 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Его главная миссия – признание особого статуса педагогических работников. Он приурочен к 200-летию одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. В преддверии Нового года в Стерлитамаке прошёл муниципальный этап профессионального конкурса «Педагог года – 2023». В прошлом году он отметил свой юбилей: за 30 лет стал масштабным состязанием педагогов. Из 48 участников 7 победили в номинациях, а 5 – стали лучшими в предметных конкурсах. Об испытаниях, эмоциях и поддержке коллег, увлечениях и любимой работе беседуем с абсолютным победителем конкурса «Педагог года-2023» учителем английского языка Ингрид Евграфовой. Ингрид-Фатима Альбертовна Евграфова – учитель английского языка высшей квалификационной категории гимназии № 2. Её школьные годы связаны с гимназией № 1, которую она окончила в 2003 году. Профессию учителя получила в Стерлитамакской педагогической академии имени Зайнаб Биишевой. Педагогический стаж – 10 лет, в гимназии № 2 работает девятый год. Воспитывает двенадцатилетнюю дочь.

Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье

Беседуем с абсолютным победителем педагогического конкурса

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Его главная миссия – признание особого статуса педагогических работников. Он приурочен к 200-летию одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

В преддверии Нового года в Стерлитамаке прошёл муниципальный этап профессионального конкурса «Педагог года – 2023». В прошлом году он отметил свой юбилей: за 30 лет стал масштабным состязанием педагогов. Из 48 участников 7 победили в номинациях, а 5 – стали лучшими в предметных конкурсах.

Об испытаниях, эмоциях и поддержке коллег, увлечениях и любимой работе беседуем с абсолютным победителем конкурса «Педагог года-2023» учителем английского языка Ингрид Евграфовой.

Визитка

Ингрид-Фатима Альбертовна Евграфова – учитель английского языка высшей квалификационной категории гимназии № 2. Её школьные годы связаны с гимназией № 1, которую она окончила в 2003 году. Профессию учителя получила в Стерлитамакской педагогической академии имени Зайнаб Биишевой. Педагогический стаж – 10 лет, в гимназии № 2 работает девятый год. Воспитывает двенадцатилетнюю дочь.

– Ингрид Альбертовна, у вас немалый опыт преподавания языка, о вас знают в учительском сообществе нашего города. Вы впервые участвовали в профессиональном конкурсе?

– В «Учителе года» я участвовала впервые, хотя предложения поступали и раньше. Но в связи с тем, что предстояли подготовка к государственной итоговой аттестации, выпуск 11-го класса, это не представлялось возможным. В этом учебном году меня убедили стать участником, к тому же, мой ученик Динислам Муратов победил в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, что тоже является моим достижением как учителя. Видимо, просто наступил этот момент, когда надо было решиться. Мама мне давно говорила: «Ну, давай, попробуй свои силы! У тебя получится!».

– Была уверенность, что победите в муниципальном этапе?

– Я думала, что на уровне города моё участие в конкурсе и закончится. Теперь после небольшой передышки предстоит выступить на республиканском этапе.

– Кто помогал вам в подготовке к конкурсу?

– У нас в гимназии сложилась отличная команда – директор Рустам Рашидович Мушарапов, заместители директора Альфия Ахкамутдиновна Гирфанова, Ирина Владимировна Сурнина, Линара Рашитовна Сафина, Татьяна Ивановна Клементьева, учителя иностранных языков Анастасия Игоревна Елесина, Нина Алексеевна Мельникова, Расима Сабитовна Киреева. Коллеги всячески поддержали меня, взяли на себя работу в моих классах, помогли с оформлением и подготовкой материалов к конкурсу, дали очень ценные советы, как удачнее построить урок с точки зрения логики. То есть каждый из педагогов внёс свою лепту, что и привело к коллективному успеху. Например, готовясь к мастер-классу, я отправляла свой материал нескольким коллегам, чтобы они посмотрели со стороны, сделали свои замечания, которые я потом учитывала. Техническую часть подготовила сама: сделала видеоролики и презентации.

– Как прошёл конкурсный урок? Какой теме вы его посвятили?

– Урок проходил в школе № 24, мне достался седьмой класс, тема – «Карманные деньги в будущем». Дети разделились на две группы, была и индивидуальная, и групповая работа, в конце урока ребята выполняли проект. Я приготовила им видеописьмо из будущего, в котором рассказывалось, какие будут деньги, и будут ли это деньги в привычном нам понимании. Те знания о деньгах, которые они получили раньше, и представленные на этом уроке, они использовали в работе над проектом. Одна группа учеников представила, как сегодня они получают и на что тратят карманные деньги. Другая группа – как в будущем они будут получать и тратить деньги. Ребята зарабатывали условные деньги: я приготовила специальные жетончики, назвала их STR, чтобы внести региональный компонент. За свои ответы ученики получали разные жетоны. У них были конверты в виде кредитной карты. В конце урока они подсчитывали заработанные жетоны.

– Сложно проводить открытый урок с незнакомыми учениками?

– Урок представлял собой первый этап конкурса, и мне сначала было сложно психологически. Вообще участие в конкурсе – это проверка себя на эмоции, и особенно это чувствуешь во время урока. Я, конечно, готовила себя к тому, что дети могут немного ошибиться. Был на уроке такой момент, когда они растерялись, но мы с ними всё-таки справились с эмоциями. Ребята с удовольствием участвовали в физкультминутке под песню «Money, Money, Money» группы АBBА: двигались, пели, даже жюри подхватило слова известной композиции.

– Какие ещё испытания пришлось пройти во время конкурса?

– Следующие испытания дались мне уже легче. Второй и третий этапы проходили в один день. Это было воспитательное мероприятие для пятиклассников. Мы с ними говорили про обиды: почему мы обижаемся, как этого избегать. Дети сами выводили правила о том, что нужно делать, чтобы не обижаться. Мы разбирали, на какой стороне лучше находиться – обижаться или всё-таки лучше простить. Мы брали чистый листочек и представляли, что он обиделся. Что с ним происходило? Он сжимался. Ещё раз обиделся – опять сжался. Попробуйте расправить листочек, он станет прежним? То же самое происходит и с человеком: он обижается, и рана в душе остаётся. Потом я предложила ребятам вспомнить какую-то свою обиду и переложить её мысленно на этот листочек. После этого бумагу рвали, то есть старались отпускать свои обиды. В конце этого воспитательного события я прочитала детям притчу, которую мне предложила моя группа поддержки. Смысл её в том, что обиды нужно писать на песке, чтобы ветер мог их сдуть, а хорошие, радостные моменты надо высекать на камне, чтобы никакой ветер не мог их повредить. Дети слушали её очень внимательно, и, уверена, она запала в их сердца.

В тот же день проходил методический семинар. Я как раз рассказывала о виртуальных экскурсиях, то есть представила теоретический материал: что это такое, как их применять на уроках. А уже на мастер-классе надо было конкретно показать, как это работает.

Мастер-класс я посвятила виртуальным экскурсиям, отметила, что являюсь самоучкой, люблю работать с видеопрезентациями ещё с института. Видеоролик про себя сделала сама: смонтировала его из снятых материалов.

– Какую виртуальную экскурсию вы представили на мастер-классе?

– Я использовала региональный компонент в качестве примера, что мы можем путешествовать не только по англоязычным зарубежным странам, но и по своей республике. В Башкирии много прекрасных мест, я её для себя открываю по-новому. Я путешествую с дочкой и мамой, и начали мы с нашего города, побывали в Воскресенске, добрались до Челябинской области. На мастер-классе я показала виртуальный тур по пещере Шульган-Таш. В процессе подготовки нашла сайт, где представлена экскурсия по Каповой пещере: при помощи стрелочек можно передвигаться по ней с яруса на ярус, рассматривать наскальную живопись. Используя такие сайты, мы можем разнообразить уроки.

В основу мастер-класса я вложила любовь к путешествиям, которую мне ещё в детстве привили родители. Мой отец Альберт Мурзагулов – профессиональный художник, он был первым мастером спорта по туризму в Башкирии. Мы каждый год всей семьёй отправлялись или на сплав по Белой (тогда она ещё была полноводной рекой), или в Прибалтику. Отец свободно говорил на литовском языке, это признавали его прибалтийские друзья. До сих пор вспоминаю его слова о том, что «путешествие как самая великая и серьёзная наука помогает нам вновь обрести себя».

Я вообще не люблю сидеть на одном месте, даже просто, например, выехать за город – это уже путешествие. Прошлым летом мы ездили в Казань на восемь дней и всё время были в движении, приходили вечером уставшие, как говорят, без ног. Но просто так лежать можно и дома, поэтому мы использовали любую возможность увидеть и узнать что-то новое. Путешествие для меня не просто отдых, а способ познания, развития. Поэтому моя любовь к ним вылилась в увлечение к виртуальным экскурсиям. У меня есть мечта создавать 3D-пространства, технически это возможно.

Я была во Франции, Германии, Польше, Литве, Тунисе. Моя самая заветная мечта – побывать в Лондоне. Путешествия становятся частью нашей жизни, и дети всё чаще говорят, что они хотят свободно общаться в поездках. На уроках я прививаю детям любовь к путешествиям, а значит, к языку. Сейчас мои выпускники разлетелись по разным уголкам нашей страны и мира. Со многими из них я поддерживаю связь.

– Какой теме был посвящён заключительный этап профессионального конкурса – круглый стол?

– На круглом столе мы обсуждали проблемы современного образования, и посвящён он был Году педагога и наставника.

– Ингрид Альбертовна, ваши видеопрезентации – уже вполне профессиональные работы. Каким был первый опыт в этом направлении?

– Первую свою работу я продемонстрировала во время аттестации. Сначала презентация состояла из слайдов, но мне захотелось добавить к ним музыку. Постепенно я пришла к соединению видеорядов. Я стала делать видеопрезентации к праздникам, дням рождения мамы, дочки, друзей. На уроках я тоже использую этот вид наглядности, а ученики работают над ними, создавая свои проекты.

– Любовь к творчеству у вас тоже от родителей?

– Безусловно! Правда, я не обладаю, как отец, художественным талантом, но от моих родителей мне передалось стремление создавать вокруг себя красоту, уют. Моя мама Ирина Николаевна работает в такой серьёзной сфере, как здравоохранение (она экономист в стоматологии), но при этом во всех делах проявляет себя как творческая личность.

– Были ли до вас в семье педагоги?

– Я с гордостью могу сказать, что являюсь представителем династии педагогов. Дедушка Асхат Ахметович Мурзагулов преподавал физику в пединституте, был проректором. Бабушка Нажия Зияевна учила детей географии в интернате. Большая часть педагогической деятельности моего отца, Альберта Асхатовича, связана со школой № 3 (сейчас это лицей № 3), где он учил детей физике, черчению, рисованию и физкультуре.

Что говорят о победителе коллеги и ученики?

Рустам Рашидович Мушарапов, директор гимназии № 2:

– Ингрид Альбертовна – энергичный и опытный преподаватель. Это человек, который имеет хорошие результаты – победитель олимпиады школьников на общероссийском уровне. Можно с уверенностью сказать, что она по-настоящему отдаёт сердце детям.

Динислам Муратов, победитель Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2022 году:

– Я прошёл большой путь за последние два года, чтобы выиграть олимпиаду. Ингрид Альбертовна сделала это возможным. Её поддержка сыграла большую роль в моих успехах в учёбе, или, я бы даже сказал, в моём «олимпийском» успехе. 

Самина Махмутова, ученица 5 класса:

– Ингрид Альбертовна – наш классный руководитель, она всегда поддержит нас и поможет. К ней мы обращаемся с проблемами и делимся нашими успехами. Её уроки английского языка очень интересные, каждая тема раскрывается по-особому.

Анастасия Кременицкая, студентка УГНТУ (Уфа):

– Ингрид Альбертовна – очень чуткий, понимающий, ответственный человек. И это лучший классный руководитель, который у меня только мог быть.

Милана Ганюта, ученица 5 класса:

– Мне нравится, что Ингрид Альбертовна всегда весёлая, добрая. К ней можно подойти с любым вопросом, и она обязательно поможет. Это один из лучших и любимых моих учителей.

Даниил Гадельшин, студент ВГИКа (Москва):

– Ингрид Альбертовна – квалифицированный и высококомпетентный педагог. Могу выделить её способность давать нам порой нудный школьный материал не скучно, с задором, но так же основательно и очень полезно для нас.

Даниэль Вахитов, студент УУНиТ (Уфа):

– Хочу сказать большое спасибо Ингрид Альбертовне за знания по английскому языку, которые я применяю в повседневной жизни. К тому же, она из тех учителей, которые умеют хорошо проводить время со своими учениками. Мы ездили вместе на природу, играли в настольные игры. Тем ребятам, кто сейчас учится у Ингрид Альбертовны, очень повезло.

Альфия Ахкамутдиновна Гирфанова, заместитель директора гимназии № 2:

– Ингрид Альбертовна продолжает педагогическую династию: она учитель в третьем поколении.

Анастасия Игоревна Елесина, коллега:

– Ингрид Альбертовну я знаю с института, поэтому о её качествах могу говорить долго. Но главное из них – она добрая и заботливая мама, коллега и друг.

Нина Алексеевна Мельникова, коллега:

– Преданность профессии, мастерство позволяют Ингрид Альбертовне открывать для учеников мир удивительных знаний.

Дамир Галиев, студент SUSSEX SUMMER SCHOOL, Folkestone (Великобритания):

– Ингрид Альбертовна – профессиональный и опытный учитель. После окончания гимназии я два года учусь в Англии. Уроки Ингрид Альбертовны помогали мне лучше подготовиться к поступлению.

Камиль Галиев, студент РАНХИГС (Москва):

– Упорный и усердный труд нашего любимого педагога, любимого классного руководителя отразился на всех нас – её выпускниках.

Полина Киреева, студентка СПбГЭУ (Санкт-Петербург):

– Ингрид Альбертовна с большой ответственностью подходила к любому конкурсу или мероприятию. Она учила нас быть дружными и находить выход из любой ситуации. Я навсегда запомню нашу весёлую поездку на Куштау.

– Ингрид Альбертовна, вас любят ученики, ценят коллеги. Вы считаете себя счастливым человеком?

– Я счастливый человек. Иван Алексеевич Бунин говорил: «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать». Я люблю детей, у меня потрясающая работа, и я не представляю своей жизни без путешествий.

Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Педагог в третьем поколении и дочь известного в Стерлитамаке художника и путешественника – о любимой работе и настоящем счастье
Автор:Эльвира Губайдуллина
Читайте нас: