Все новости
Общество
27 Декабря 2014, 17:05

Куда домчит автомобиль, который не ездит

…Давным-давно в одном селе девушки и женщины решили показать своё мастерство: в назначенный день собрались и принесли всё лучшее, что сделали своими руками. Жёны и дочери богачей показывали вышитые золотом покрывала, занавески с вывязанными на них диковинными птицами… Только жена бедняка не принесла ни рушника, ни кружев - она привела пятилетнего сына, а тот принёс жаворонка, которого сам вырезал из дерева. Приложил мальчик жаворонка к губам - защебетала птичка, как живая. Люди слушали, не шелохнувшись: всех очаровали эти звуки. И вдруг в небе запел настоящий жаворонок, привлечённый пением с земли. «Тот, кто творит умного и доброго человека, и есть самый искусный мастер», - сказали старики…
Я вспомнила эту красивую притчу, когда познакомилась с Лилией.

Медвежий угол города, сюда даже маршрутки толком не ходят. Но на просьбу подсказать, где здесь «Прометей», прохожие отзываются охотно: детско-подростковый клуб - единственное в округе оживлённое место, где происходит что-то хорошее и интересное. «Скромно», - подумают одни взрослые, попав внутрь и озираясь на старательно покрашенные стены. «Убого», - поморщатся другие. «Прометей» действительно не может соперничать в убранстве со всевозможными развивающими детскими центрами, куда так модно стало водить детей. Зато в этот клуб никого вести не надо: дети бегут сюда сами после уроков. Где бы они ещё на собственном опыте убедились, что, к примеру, жечь дерево - не всегда хулиганство, а иногда самое что ни на есть искусство? Вряд ли, конечно, этот светлоголовый мальчуган, пыхтящий над фанеркой с выжигателем, задумывается о том, что приобщается к древнейшей художественной технике (с незапамятных времён люди рисуют раскалённой иглой по дереву). Просто занимается делом.

Некоторые взрослые изобретают велосипед - размышляют, как избавить чад от инфантилизма и отвадить от компьютера. А здесь, кажется, изобрели машину времени: четверть века назад и я склонялась над дощечкой. В сегодняшнем «Прометее» - тот же непередаваемый запах податливого обожжённого дерева, те же чёрные квадратные коробочки выжигателей и потрёпанный, фиолетовый когда-то, листок копирки.

Понятное дело, теперь девочки рисуют кукол Братц («Это не Винкс, другие совершенно», - на всякий случай просвещает меня тоненькая девчушка), а мальчики выжигают современных мультяшных героев. Но вот вихрастый младшеклассник просит усовершенствовать Человека-Паука:

- Лилия Шамилевна, помогите мне, я хочу, чтобы у него на лице не паутина была, а настоящие глаза…

И я понимаю: что-то важное не меняется.

- Я тоже в кружок выжигания ходила с пятого класса, потом это моей профессией стало, - говорит Лилия Рафикова, прорисовывая Человеку-Пауку глаза. Вообще-то, она ужасно стесняется говорить о себе. Её руки красноречивее: она ведёт в «Прометее» занятия по декоративно-прикладному творчеству, и её картина мира складывается из пустяковых, кажется, вещей. Монетки, манная крупа, бумажные салфетки - всё это, побывав в тонких пальцах, получает новую жизнь - изменяясь до неузнаваемости, становится картинами и панно. Для неё даже собирать камни - увлекательное дело: из подобранной до снега мелкой гальки, вымытой, высушенной и покрытой лаком, сложатся пейзажи. 15-летняя Настя (девочка занималась в «Прометее» три года, теперь она помощник педагога) планирует триптих из камушков, а в планах Лилии - уговорить Настю поступать на худграф. Вообще, кружковцы, перенимающие от педагога мастерство, - неизменные участники и призёры различных выставок и конкурсов (в прошлом году победили, например, во Всероссийской «Талантохе»). А ещё они друг другу однокашники и соседи.

- Можно в теннис? - время от времени спрашивают мальчишки и девчонки и группками выпархивают из комнаты размяться. Через приоткрытую дверь слышно, как звонко скачет по столу шарик от пинг-понга. Вытягиваю шею - разглядываю будущие поделки, оставленные на столах.

- Когда-то, - говорю, - в клубе юных техников нам руководитель строго-настрого запрещал выжигать сплошной линией - только точечно…

- Так и нужно. Но, бывает, они торопятся, хотят побыстрее закончить работу, чтобы следующую начать, - покачав головой в адрес фанерки-неудачницы, Лилия журит ребячью хитрость с такой теплотой в голосе, что зигзаг её биографии не вызывает удивления. В системе дополнительного образования Лилия трудится десять лет. Уходила на какое-то время на денежную работу - не смогла, вернулась:

- С одним ребёнком труднее, чем с десятью, - отшучивается она, вспоминая, как пробовала работать няней.

Теперь педагог снова часто бывает в мебельном магазине - здесь по её просьбе для кружковцев оставляют кусочки фанеры. Это называется «работа со спонсорами», и она для ребячьего наставника - не самое тяжёлое. Худшее, что иногда случается в её работе, - это когда дети, становясь подростками, теряют интерес к труду и бросают занятия. Она борется за каждого: разговаривает с родителями, самих ребят убеждает не зарывать талант в землю. Но, сдержанная и строгая, никого не пытается удержать лестью.

Ни один недостаток ребячьих работ незамеченным не останется:
- У тебя автомобиль не поедет: смотри, колёса - на уровне бампера.

Девятилетняя Халида хмурится, трёт лоб и вместе с педагогом исправляет карандашный набросок. Теперь порядок. Светлея взглядом и обнявшись со своей дощечкой, девочка вприпрыжку возвращается за парту. Машину она выжигает в подарок братишке.

Борется Лилия, кстати, не только с чужими недостатками - со своими тоже. На весенней выставке «Город мастеров» ЦВР «Надежда», где мы познакомились, она легко и интересно вела концерт. Оказалось, панически боится сцены, а ведущей решила побыть, чтобы себя перебороть…

У всего настоящего, как известно, есть подделки: можно читать хорошие книжки, а можно плохие; можно дружить, а можно коллекционировать «друзей» в «Одноклассниках»… Недавно я с неприятным удивлением узнала, что даже у выжигания по дереву имеется виртуальный соперник: разработчики симулятора приманивают пользователей возможностью «покалякать» на воображаемой дощечке, не боясь ошибиться или обжечься. Мысленно радуюсь за кружковцев из «Прометея»: кто-то имитирует и «калякает», а они ошибаются, огорчаются, сами себя перерастают - одним словом, живут.
Читайте нас: