Для планирования посещения инспекции в удобное для налогоплательщика время, предлагаем воспользоваться электронным сервисом «Онлайн запись на прием в инспекцию» официального сайта ФНС России. При подаче документов для получения КЭП заявителям необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт), СНИЛС, а также USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Услуга изготовления и выдачи КЭП предоставляется бесплатно. На сегодняшний день более 1600 налогоплательщиков получили КЭП в налоговых органах Башкортостана.
ТОП-10 вопросов налогоплательщиков о новом порядке выдачи
квалифицированной электронной подписи ФНС России
Электронно-цифровые подписи плотно вошли в жизнь каждого бизнесмена. Любой сбой или порча носителя могут существенно затормозить привычное ведение хозяйственной деятельности. Работать без электронно-цифровой подписи сегодня практически невозможно (онлайн-кассы, маркировка, отправка отчетности и т.д.).
С 1 июля 2021 года государственная услуга по выпуску электронной подписи стала бесплатной, и получить ее можно в налоговых органах.
УФНС России по Республике Башкортостан подготовило подборку наиболее часто задаваемых вопросов налогоплательщиков по данной тематике с целью помочь бизнесу подготовиться к грядущим изменениям.
В соответствии с законодательством, получить квалифицированную электронную подпись (КЭП) смогут юридические лица (лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальные предприниматели и нотариусы. С указанной даты предоставление данной услуги будет бесплатным.
Срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами, заканчивается 1 января 2022 года.
Организации предоставляют:
- учредительные документы (устав, протокол собрания участников);
- выписку из ЕГРЮЛ;
- документ о постановке на учет в ФНС;
- заявление руководителя;
- личные документы руководителя (паспорт, СНИЛС) или другого сотрудника, на имя которого выдается сертификат.
Для ИП список чуть меньше. Понадобятся:
- заявление;
- паспорт;
- СНИЛС, ИНН;
- свидетельство ОГРН;
- основной документ, удостоверяющий личность;
- ОГРН заявителя — юридического лица;
- ОГРНИП заявителя — индивидуального предпринимателя;
- документ на ключевой носитель информации (сертификат соответствия).
Для получения данной услуги действует принцип экстерриториальности. Налогоплательщик может обратиться в любой налоговый орган, независимо от места жительства и места постановки на учет организации или ИП. При этом организации, ИП или нотариусу потребуется предварительно записаться в налоговый орган с помощью интерактивного сервиса «Онлайн-запись на прием в инспекцию» сайта ФНС России для прохождения процедуры идентификации.
В Республике Башкортостан прием заявлений и выдача ключей проверки ЭП будет осуществляться по следующим адресам (гиперссылка на перечень адресов).
Нет. Носители необходимо будет приобрести самостоятельно и предоставить в налоговый орган в момент получения КЭП.
Приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах.
Кроме того, можно использовать уже имеющиеся носители при условии их соответствия требованиям.
Один ключевой носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и государственными удостоверяющими центрами.
Носитель ключевой информации должен быть сертифицирован ФСТЭК России или ФСБ России. При этом налоговые органы поддерживает ключевые носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT, ESMART Token, ESMART Token ГОСТ и другие, соответствующие установленным требованиям.
Усиленная квалифицированная электронная подпись может использоваться для:
- взаимодействия с государственными органами и порталами;
- внешнего документооборота с контрагентами, филиалами и т.д.;
- удаленной регистрации, перерегистрации и снятия с регистрации онлайн-кассы и т.д.
- кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и ИП, которые ведут деятельность, предусмотренную ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Такие субъекты смогут получить КЭП в Удостоверяющем центре ЦБ РФ;
- коммерческие организации, которые получают бюджетные средства, подлежащие казначейскому сопровождению, а также госкорпорации, госкомпании, госучреждения и муниципальные учреждения (Постановление Правительства РФ от 10.07.2020 № 1018). Эти субъекты смогут получить КЭП в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
- граждане и лица, действующие от имени юрлица по доверенности. Эти субъекты могут получить КЭП только в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.
Предельный срок действия КЭП составляет 1 год.
За дополнительной информацией пользователи могут обращаться в Службу технической поддержки на сайте ФНС России, по телефону Единого контакт-центра ФНС России
8-800-222-2222 и непосредственно в налоговые органа, предоставляющие данную услугу.
Квалифицированную электронную подпись выдают налоговые органы
1 июля 2021 года ФНС России приступила к выпуску квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи на безвозмездной основе. Все юридические лица, индивидуальные предприниматели и нотариусы могут получить квалифицированную электронную подпись в удостоверяющем центре ФНС России. Выпускаемая электронная подпись используется для предоставления налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде, получения всех государственных и коммерческих услуг, а также для подписания любых электронных документов.
Исключения в получении бесплатной электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС следующие:
- квалифицированную электронную подпись кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей можно получить в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации;
- квалифицированную электронную подпись должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации можно получить в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
- квалифицированную электронную подпись физических лиц, в т.ч. физических лиц, действующих от имени юридического лица по доверенности, можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах после их аккредитации в соответствии с новыми требованиями законодательства об электронной подписи.