Все новости
Календарь событий
18 Ноября 2020, 13:08

ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА

День рождения любимого университета – это ещё одна причина для счастливых встреч и новая точка отсчёта. Поздравляем Стерлитамакский филиал БашГУ! Вспоминаем лучшие моменты, радуемся успехам, знакомимся с будущим

День рождения любимого университета – это ещё одна причина для счастливых встреч и новая точка отсчёта. Поздравляем Стерлитамакский филиал БашГУ! Вспоминаем лучшие моменты, радуемся успехам, знакомимся с будущим.
Как всё начиналось
В 1940-м году в Стерлитамаке на базе башкирского педучилища был открыт учительский институт. В годы войны в здании института расположился госпиталь, а учебные занятия шли в разных школах города, в неотапливаемых аудиториях, при свете керосиновых ламп. По эвакуации прибывали преподаватели из других городов. Если первыми выпускниками стали 28 учителей языка и литературы и 8 учителей физики и математики, то в 1944-1945 учебном году в институте было уже 5 кафедр, а через два года – 10 кафедр, на которых трудились преподаватели с научными степенями и званиями.
В 1954 году Стерлитамакский учительский институт стал Стерлитамакским государственным педагогическим институтом. С тех пор даже отдалённые районы Башкирии стали получать учителей с высшим образованием.
В 2008 году вуз получил статус педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, став научным и социокультурным центром южного региона Башкортостана: разработки здесь велись по 11 отраслям науки. В 2012 году вуз вошёл в состав Стерлитамакского филиала БашГУ.
На протяжении 80 лет вузу принадлежит ведущая роль в образовании, научной и культурной жизни города, региона и страны.
Уже 80. Всего 80!
Стерлитамакский филиал БашГУ: обучение длиною в жизнь
– Алексей Алексеевич, что означает для Вас сегодняшняя круглая дата Стерлитамакского филиала БашГУ?
– Для меня это в первую очередь повод поблагодарить всех сотрудников, преподавателей и студентов за тот вклад, который они вносят в развитие нашего вуза. За последние пять лет мы сделали очень много в движении к нашей цели – стать площадкой для привлечения самых светлых умов и самых креативных личностей, готовить высококлассных специалистов, помогать им реализовать смелые и нужные городу инициативы.
– Расскажите о результатах, которыми вы можете гордиться.
– Нам удалось переломить негативную тенденцию, наметившуюся несколько лет назад, – я имею в виду сокращение количества студентов. Число ребят, обучающихся у нас, растёт, и даже сложный 2020-й год не стал исключением. Почему мы привлекательны для абитуриентов? СФ БашГУ – это новые технологии, формы преподавания и активности, обновлённая материально-техническая база, а главное, преподаватели, сумевшие транслировать свой внушительный уникальный опыт в новом формате. Сейчас как никогда актуальна концепция обучения длиною в жизнь. Соответственно, вуз на старте должен дать абитуриенту мировоззренческие основы (научить ориентироваться в потоке информации и т.д.), а затем помогать ему формировать свой уникальный профессиональный облик, способный заинтересовать работодателя. После окончания вуза выпускник может работать по специальности, заниматься научными исследованиями либо создать собственную компанию и быть успешным на глобальном рынке – мы даём возможность студентам все эти три трека реализовать в наших стенах. Мы смело смотрим вперёд и готовы отвечать на вызовы стремительно меняющегося времени и научно-технического прогресса.
– Технологическое предпринимательство – один из таких ответов?
– Да. В планах нашего вуза – стать генератором команд, которые, выпустившись, реализуют собственные технологичные проекты (Силиконовая долина в США по сути именно такой генератор). Получать на выходе большое число инноваций, воспроизводить технологических лидеров, способных оживлять экономику в местных масштабах – вот зона наших интересов. Предприниматель в привычном смысле этого слова заботится о том, чтобы повысить свою маржинальность, либо снизив себестоимость продукта, либо продав его подороже, а также расширить рынки сбыта. Технологический предприниматель решает совсем иные задачи: он либо создаёт новый продукт с ещё не изведанными потребительскими свойствами, либо принципиально улучшает существующий продукт. Недавно мы открыли Точку кипения - пространство для ученых, бизнесменов и технологических предпринимателей, госслужащих, членов общественных организаций и профессиональных сообществ, студентов. На площадках Точек кипения уже в 100 городах страны новаторы прокачивают профессиональные навыки и личностные качества, делятся опытом и результатами, совместно прорабатывают новые модели развития, получают экспертную оценку своих проектов и инициатив. Статус Точки кипения позволит нашему вузу приглашать ведущих российских экспертов из Сколково и других субъектов инновационной сети России.
– Обозначьте, пожалуйста, вектор дальнейшего развития филиала.
– Один из основных трендов – урбанизация. Если в промышленной экономике основными ресурсами были сырьё и финансы, то сегодня главный ресурс – человеческий капитал. Его формирует система образования. В радиусе 30 км от нашего вуза проживают полмиллиона человек. Это огромный ресурс, потенциальный человеческий капитал, который будет работать на экономику города и региона. Наша цель – реальными действиями показать, что мы являемся механизмом, который в полном объёме капитализирует человеческий ресурс и имеет в близлежащих населённых пунктах эффективно развивающуюся новую экономику – экономику знаний. Мы нацелены предотвращать отток высококвалифицированных кадров и действовать в их интересах, а для этого нам необходима поддержка местных сообществ.
– Какие перспективы открываются перед абитуриентом, выбравшим Стерлитамакский филиал БашГУ?
– Абитуриент получает большой выбор: перед ним более 60 программ по экономическим, юридическим, гуманитарным, техническим и иным направлениям. Наш филиал единственный на юге республики имеет государственную аккредитацию по трём уровням образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Мы готовим весь спектр специалистов и научных кадров высшей квалификации. Сейчас у нас динамично развиваются сквозные технологии (технологии, применимые в любой сфере). Например, технология виртуальной и дополненной реальности с успехом применяется в педагогике, медицине, биологии, машиностроении и других сферах – освоив её, любой специалист повысит свою востребованность на рынке труда. Искусственный интеллект и нейросети, беспилотные летательные аппараты – всё это сквозные технологии, которые мы развиваем. Внедрение их в процесс обучения позволяет создавать эффективные проекты: в виртуальном археологическом музее хранятся электронные двойники уникальных находок, в игре «Заркум» (башкирский аналог майнкрафта) можно изучить историю и культуру башкирского народа, цифровая платформа «Башкирская пчёлка» является приложением, в котором пчеловоды Башкирии представляют свои продукты, разработка призвана вывести местный продукт на мировой рынок.
В 2019 году обладателями полумиллионных грантов для реализации своих идей по программе «УМНИК» стали пять студентов филиала, а в октябре 2020 года сразу 7 студентов СФ БашГУ стали победителями в программе «УМНИК-VR/AR» 2020 . Все проекты студентов будут реализованы в стенах лаборатории виртуальной и дополненной реальности СФ БашГУ.
Мы совершенствуем механизмы создания индивидуальной образовательной траектории, а также уделяем пристальное внимание системе дополнительного образования, благодаря которой каждый выпускник в течение жизни может добирать в нашем вузе нужные ему компетенции. Это концепция университета 3.0. Мы интегрируемся во все инновационные механизмы, которые создаются в стране: Агентство стратегических инициатив, Национальная технологическая инициатива и т.д.
– Давайте побудем футурологами и представим, каким будет вуз ещё через 80 лет.
– Детальные прогнозы – дело неблагодарное: слишком быстро меняется мир. Для изменений есть причины: именно сейчас складываются технологические платформы, которые лягут в основу новой мировой экономики. Обозначим то, к чему мы стремимся. Вокруг вуза будет создано большое количество инновационных организаций, предприятий, учреждений, которые, опираясь на наши разработки, станут успешны на глобальных рынках – будут производить разнообразную продукцию, начиная с программного обеспечения и заканчивая роботизированными комплексами. Что касается гуманитарной сферы, будут воплощаться в жизнь проекты, направленные на решение насущных социальных проблем. Таким образом, вуз движется к тому, чтобы успешно исполнять «третью миссию» – берёт на себя социальную ответственность, участвует в социально-экономическом развитии региона, выступает генератором стартап-команд и создаёт целую экосистему, культивирующую инновационную активность.
Читайте нас в