Все новости
Календарь событий
14 Августа 2022, 10:00

«Я знаю, город будет!»

Портрет строителя

«Я знаю, город будет!»
«Я знаю, город будет!»

Когда И.К.Гусаков рассказывает о времени и о себе, часов не наблюдаешь. Где он только не побывал, чего только не построил!

Своё дело, профессию строителя, Игорь Константинович считает искусством, реально изменяющим жизнь людей. Он говорит:

– Трудно найти человека, который в детстве не строил дворцов из песка, шалашей, отдыхая в деревне у бабушки с дедушкой, балаганов из подручного материала. Тяга к строительству у людей в крови. Мне повезло: я строил настоящие жилые дома, заводские корпуса, детские сады, школы и многое другое.

ЛЮБИМЫЙ НАСТАВНИК. НАЧАЛО БИОГРАФИИ СТРОИТЕЛЯ

В жизни каждого из нас есть человек, повлиявший на то, как сложится судьба. Игорь Константинович с большим уважением и любовью вспоминает своего наставника Виктора Ивановича Коротуна. Он работал начальником СУ-6 ОАО «Трест Стерлитамакстрой», куда Игорь Гусаков поступил после службы в армии.

– Он был моим учителем-наставником. Это уникальный человек, одарённый многими талантами. Самый мощный строитель, которого я знал. Его трудолюбию, энергии, нестандартному мышлению можно только позавидовать. Виктор Иванович 1938 года рождения, но до сих пор работает. Тихая и спокойная жизнь не для него! – говорит Игорь Константинович.

– Вернёмся немного назад. Где вы работали до армии, сразу после окончания техникума?

Меня направили в Соликамск Пермской области на строительство калийного комбината. Потом армия.

– Игорь Константинович, вы служили в армии в 1973-75 годах. Дедовщина уже была?

– Я служил в полку связистов. Мы обслуживали Уральский военный округ. Связисты – ребята, досконально знающие специальное оборудование и умеющие на нём работать, имели соответствующее образование и воспитание. Дедовщины у нас не было.

– Чем вы занимались после службы?

– Когда я вернулся из армии в городе на «СК» развернулась ударная комсомольская стройка. Действовал комсомольский строительный штаб.

Строили здание для производства изопренового каучука. За четыре года воздвигли объекты мощностью 30, 50, 80 тысяч тонн в год.

По завершении строительства этих объектов министр строительства СССР А.М.Токарев прислал приветственную телеграмму, в которой поздравил со сдачей этих мощностей.

– Покупатели на продукцию нашлись?

– В то время было плановое производство. Всё расписывалось: кому, что, сколько. Проблем с реализацией практически не возникало.

Потом меня направили в Монголию. Я отправился туда с женой и трёхлетним сыном.

СЕРДЦЕ ПУСТЫНИ ГОБИ

– Где вы жили и работали?

– Приехали в восточную часть пустыни Гоби на первый объект – радиостанцию. Недалеко от города Сайн-Шанд (в переводе «Хороший источник») – сердца пустыни.

– Гоби – это что-то знойное и безжизненное?

– Гоби – это сеть пустынь, раскинувшаяся на огромные территории и занимающая весь юг Монголии. Пустыня далеко не безжизненна. Жизнь там кипит, особенно весной. Но все местные животные – искусные мастера маскировки. В Гоби обитает множество грызунов и лисы, которые тоже не желают, чтобы их замечали. Везде, где есть хоть какая-то растительность, пасутся домашние животные. Мы приехали на совершенно голое место.

– Кто «мы»?

– Я с женой и сыном, две украинские семьи из города Ровно и одна семья из Мелеуза. По мере надобности мы заказывали каменщиков, плотников и других рабочих. Жили мы в вагончиках. За водой ездили в Сайн-Шанд.

– Трудно было?

– Жизнь в Монголии я вспоминаю, как лучшее время. Мы были молоды, свободны, полны энтузиазма. Жили очень дружно и весело. Со временем сами построили баньку, душевую, туалет. Была своя дизельная электростанция. Ездить на работу не надо было – где жили, там и строили.

– Как относились к вам местные жители?

– Душевно. Они видели в нас друзей, ценили наши знания, ударный труд, доброе отношение. Мы к знакомым монголам частенько в гости приезжали пить кумыс. Они к нам тоже наведывались.

После радиостанции начали с нуля строить посёлок для монгольских рабочих, которые добывали плавиковый шпат. В СССР он поставлялся для металлургических, химических предприятий и заводов атомной энергетики.

Строили жилые дома, детские сады и т.д. Место называлось Дзун-Цаган-Дель – «Восточная белая грива».

Мой контракт был заключён на четыре года. После его окончания мы вернулись в Стерлитамак.

СТРОЙКА ЗА СТРОЙКОЙ

В Стерлитамаке я опять вернулся на свою должность мастера в СУ-6. Затем был переведён в СУ-5 на должность старшего прораба. Это было в 1984 году.

Окончив нефтяной институт, работал главным инженером.

– Что в это время строили?

– Возводили объекты «Каустика», «Куганакский кирпичный завод» (с нуля). В Аургазинском районе – жилые здания, детские сады и т.д.

В 1993 году был приглашён на АО «Каустик» на строительство производства винилхлорида мощностью 135 тысяч тонн в год. Сдали и запустили его в начале 1997 года.

Потом реконструировали производство поливинилхлорида (до 120 тысяч тонн в год). В то время я работал начальником отдела инвестиций «Каустика». Правительством Башкирии наш завод был назначен генеральным заказчиком строительства (средства выделили «Каустик», «Сода», «СК», «ОПНХЗ») корпуса № 7 в санатории «Красноусольский». Мы сдали его в конце 2001 года. В этом же году я был назначен директором МУП «Стройзаказчик».

КАК СТРОЯТ В КИТАЕ?

Минстрой нашей республики организовал поездки за границу. Мы ездили перенимать опыт строительства жилья. В Китае – опыт монолитного строительства. В Финляндии, Швеции, Дании – малоэтажного, а во Франции и Австрии – многоэтажного.

В Китае строят на удивление быстро и качественно. Любой объект за год!

– За счёт чего развивают такую скорость?

– У них круглосуточное непрерывное строительство. Всё налажено и отточено до полного автоматизма.

А какие здания! Ни одного похожего. У каждого своё лицо, своя изюминка. Подсветки – чистая радуга!

Внизу подвалы в шесть этажей.

– А что там?

– Автостоянки, канализационные очистные сооружения.

ВЕНА – ЛЮБОВЬ МОЯ

– Игорь Константинович, с Китаем всё ясно, а чем вас поразила Европа?

– Столицей Австрии Веной. Она произвела на меня гораздо большее впечатление, чем Париж.

Столица Австрии – сердце Европы. Этот сказочный город раскинулся у подножия Альп на берегах голубого Дуная. Уютный, красивый, ухоженный, музыкальный. Потрясающее здание Венской государственной оперы. А кафе, музеи! Незабываемый экодом Хундертвассера, украшенный многими растениями и кустарниками, которые растут на балконах, подоконниках, выступах дома. И дом кажется уникальной оранжереей. А людям с воображением – мифическим замком.

РАБОТА – ЭТО ДОЛГОЛЕТИЕ

– Игорь Константинович, вы много работали, повидали разные страны, занимались спортом – волейболом, подводным плаванием, горнолыжным катанием. Не устали от труда, впечатлений, жизненных забот?

– Нисколько. Я беру пример со своего учителя и наставника по жизни Виктора Ивановича Коротуна. Ему 84 года. Он до сих пор весел, энергичен и работает.

– Где и кем?

– Заместителем председателя Союза строителей РБ.

Любимая работа дарит нам долгие годы счастливой жизни.

«Я знаю, город будет!»
«Я знаю, город будет!»
«Я знаю, город будет!»
Автор:Евгения Дьяконова
Читайте нас: