Папа и мама назвали сыночка Райнуром. В переводе с тюркского языка – «светлый путь». Мальчик рос добрым, весёлым и любознательным. И, перешагнув порог школы, полностью оправдал своё имя. Его путь из класса в класс – прямой и светлый. Райнур не только хорошо учится, но и регулярно участвует во всероссийских олимпиадах школьников по литературе, русскому языку, химии, биологии и т.д. Не миновал он Всесибирские и Петербургские олимпиады по химии и биологии.
В последнее время Райнур Габидуллин углублённо занимается биохимией, увлечён зоологией и ботаникой. В будущем собирается серьёзно заняться анатомией человека, так как хочет стать врачом. На вопросы из шляпы ученик 10 «Б» класса БЛИ № 3 Райнур Габидуллин отвечает так же, как и учится, обстоятельно и со знанием дела.
– Нравится тебе участвовать в общественных делах?
– Не просто нравится. Я увлечён этими делами. Активно участвую в общественной жизни города, лицея и класса. Ко мне обращаются, когда нужно поставить спектакль, подготовиться к КВН, устроить праздник, организовать концерт.
В лицее я поставил спектакль «Хоббит» по мотивам романа-фэнтези Толкина. Был режиссёром новогодних представлений, тематических пьес на темы ПДД и русской классики – спектакля по Денису Фонвизину «Недоросль». Но особенно мне нравится придумывать и ставить юмористические сценки из школьной жизни.
Случается мне быть ведущим концертов, певцом.
– Каким музыкальным инструментом ты владеешь?
– Я учился в музыкальной школе игре на фортепиано. Люблю классическую музыку. Особенно Шопена. Получаю огромное удовольствие, слушая музыку и читая стихи. Мой любимый поэт – Марина Ивановна Цветаева. Поражают её поэтическое мастерство и масштаб философской мысли. Удивительно, как мысль, зарождаясь в душе, превращается в точное слово.
– В какое время ты хотел бы жить?
– Часто представляю себя в мире, где наука, философия, музыка и поэзия занимают большую часть жизни. Может быть, это начало XX века, когда жили и творили Марина Цветаева, Александр Скрябин, Борис Пастернак, Владимир Маяковский. Наше время – жёсткий период информационных сражений, более страшных, чем холодные войны. Сейчас происходит переформатирование сознания людей, которое может сказаться и на будущих поколениях. В бывших республиках Советского Союза разрушают и глумятся над памятниками героям Великой Отечественной войны. Это страшный грех неблагодарности. За него могут ответить будущие поколения этих стран. Забывать о преступлениях III рейха тоже преступно. Нацистская Германия принесла не только физическое, но и духовное рабство.
Я изучал предметы КОБ (концепция общей безопасности) и ДОТУ (достаточно общая теория управления) и понял – у нашей страны есть будущее. Отвечая на ваш вопрос, я понял: хочу жить в будущей великой России. Верю в это.
– Какие школьные предметы в жизни тебе не пригодятся?
– Думаю, пригодятся абсолютно все предметы. Жизнь ставит нам иногда такие задачи, что не обойтись без серьёзной и разносторонней подготовки. Может быть, благодаря ОБЖ я спасу кому-нибудь жизнь. А выносливость, выработанная на уроках физкультуры, спасёт жизнь мне.
Многое зависит от учёбы. Отличник в школе и в жизни будет отличником – умным инженером, чутким учителем, внимательным терапевтом и т.п.
– Это зависит от сферы деятельности человека. В искусстве чтения стихов – от Кристины Рич. В политике – от Владимира Владимировича Путина. В науке – от учительницы биологии Гульнур Юсуповны Ахуновой и своего репетитора Владимира Александровича Кузмина. Он живёт в Москве, и я занимаюсь с ним по скайпу. В прозе – от Николая Васильевича Гоголя, Джоан Роулинг, Д.Р.Р.Толкина. В жизни – от своих родителей.
– Чем ты любишь заниматься в свободное время?
– У меня его практически нет. Если же говорить о свободном времени после школы, то это не всегда время для отдыха. Обычно после лицея я занимаюсь самыми интересными для меня предметами – биологией и химией. Очень люблю спорт. Несколько лет назад увлекался тайским боксом. Сейчас тренируюсь для поддержки физической формы.
Случается, моё время занимает фортепиано. Просто играю для души.
– Ты самостоятельно мыслишь или опираешься на авторитеты?
– Для того чтобы дать объективную оценку предмету, явлению, проблеме и т.д., не лишне узнать авторитетное мнение и после этого поразмышлять самому. Мне всегда интересно выслушать точку зрения, с которой я в принципе не согласен. Внимательно слушаю оппонента. Взвешиваю все «за» и «против». И, бывает, меняю свои взгляды. Не считаю лишним прислушаться и учесть авторитетное мнение моих родителей, педагогов, репетитора.
– Ты любишь разгадывать кроссворды?
– Когда можно заняться кроссвордами? Лучше всего во время путешествий. Кроссворды расширяют кругозор, развивают память и мышление.
Много нового и интересного можно узнать, разгадывая тематические кроссворды. Когда при скрещивании отгаданных слов вырисовывается незнакомый термин, полезно узнать его значение в интернете. Тематические кроссворды можно с успехом использовать при подготовке к олимпиадам.
– Престижно быть грамотным человеком?
– Сейчас представлю вам словесный образ. Вообразите себе человека в дорогом костюме от известного модельера, обуви из мягкой кожи, при часах, ухоженного, со спортивной выправкой. Глаз от него не отвести. Но вот он открыл рот. Очарование исчезает. Человека прежде всего красит внутренний мир, то, как и о чём он говорит.
Допустим, малограмотный человек – прирождённый философ, хорошо знает жизнь и т.п., но он не может внятно и толково рассказать об этом.
Я испытываю огромное удовольствие, разговаривая с нашими учителями: оживает мысль, приходит правильное слово.
Думаю, грамотные письмо и речь могут изменить человека – его сознание, душу. Тут есть о чём подумать биологам и генетикам.
– Чему ты больше доверяешь – энциклопедиям или Википедии?
– Я заметил, что Википедия год от года развивается и меняется к лучшему, то есть охватывает всё больше тем. Что касается точности информации – она строится профессионалами на основе данных энциклопедий. Есть, конечно, принцип –подвергай всё сомнению. Человек, сомневающийся, проверяющий точность сведений, всегда докопается до истины.
– Чью сторону ты принял в споре физиков и лириков?
– Я за союз поэзии и точных наук, за разностороннее развитие человека. У меня перед глазами есть пример. Мой отец – врач, ведущий специалист Республики Башкортостан в области стоматологии, широко образованный человек. Круг его постоянных интересов – политика, пчеловодство, земледелие, музыка, экономика. Это впечатляет.
В одном романе герои спорили, что важнее: калоши или стихи Пушкина? Я и за то, и за другое. Калоши греют нам ноги. Поэзия – душу. Чтобы выжить и сохранить себя как личность, человеку нужны и калоши, и стихи. В индийской философии, в отличие от западной, нет разделения на идеальное и материальное. Разве это неправильно?
– Какое общение ты ценишь больше – реальное или виртуальное?
– Нельзя не оценить значения интернета и компьютерной техники, которые перевели общение людей в новое измерение – виртуальное. Дело нескольких секунд – наладить общение с человеком из любой точки планеты. Беседовать с друзьями, хотя бы из Австралии, не сходя с дивана. На сайтах знакомств, в соцсетях, мессенджерах и чатах можно вести беседы, искать друзей и подруг. Большой плюс, что виртуальное общение толкает многих к изучению иностранных языков.
Иное дело – общение с близкими, любимыми людьми. Что предпочтительнее: увидеть торт на экране или на столе вашей кухни?
Разве может заменить виртуальная беседа тесное общение, когда глаза в глаза, когда чувствуешь без слов настрой души собеседника, реально ощущаешь его отношение, его искренность. Смею утверждать, что написанная от руки записочка или открытка радует больше, чем полуживая смс-ка.
– Как ты относишься к популярности в интернете?
– Смотря что под этим понимать. До меня не доходит, почему те, кто рассказывает о косметике, кулинарных рецептах и т.д., зарабатывают больше инженеров, врачей, учителей, строителей.
А сколько сейчас в Ютубе недостойных и глупых вещей! Чтобы стать популярным и насмешить народ, выставляют напоказ свои недостатки и пороки. Есть ужасный пример – прямая трансляция жизни матери и сына. Можно увидеть, как они вместе выпивают, ругаются. Мать щеголяет ненормативной лексикой. Сын поднимает руку на мать. Многие это смотрят, подзадоривают, провоцируя на гнусные поступки. Такая популярность совершенно испортила эту обычную семью.
– Зомбируют ли, по твоему мнению, мозг средства массовой информации?
– Я понимаю под зомбированием навязывание взглядов и представлений о политике, культуре, искусстве, морали и т.п. Что делать, чтобы защититься от навязчивых передач? Есть два способа.
Первый – учиться сопоставлять информацию с учётом всех pro et contra; сравнивать разные точки зрения, анализировать полученные сведения, много читать.
И второй, самый лёгкий – игнорировать СМИ. Искать свои источники информации.
– Кого ты считаешь отличным учителем?
– Честно говоря, мне везло с учителями. Со временем я понял, что учитель играет огромную роль в судьбе ученика. Это ещё и великая ответственность. Важно не загубить способности ребёнка, не заставлять его любить свой предмет, а постепенно прививать эту любовь. Хороший педагог характеризуется формулой – 2Л. Это – любовь к предмету и любовь к детям.
Любишь предмет – интересно рассказываешь. Любишь детей – они тебя поймут.