Страшное ДТП в Башкирии. Погибло пятеро молодых людей
Все новости
Туризм
9 Сентября 2020, 15:45

А за туманом – горная река

Что вы себе представляете, когда слышите о сплаве? То, как замечательно было бы скользить на лодке по водной глади, лениво выуживая рыбу из реки? Спортивный водный туризм, десятки лет привлекающий людей в турклуб «Глобус», имеет мало общего с отдыхом и развлечениями. Руководит федерацией спортивного туризма города, в состав которой входит «Глобус», заслуженный путешественник России, кандидат в мастера спорта по спортивному туризму Юрий Владимирович Козлов. Мы хотели поговорить с Юрием Владимировичем об особенностях недавнего похода, но беседа получалась о туризме в целом.

А за туманом – горная река
Чем прекрасны водные походы по России
Что вы себе представляете, когда слышите о сплаве? То, как замечательно было бы скользить на лодке по водной глади, лениво выуживая рыбу из реки? Спортивный водный туризм, десятки лет привлекающий людей в турклуб «Глобус», имеет мало общего с отдыхом и развлечениями. Для этого существуют коммерческие фирмы. А «Глобус» – это открытие новых мест, преодоление сложнейших порогов, довольно изматывающая работа в катамаранах.
Руководит федерацией спортивного туризма города, в состав которой входит «Глобус», заслуженный путешественник России, кандидат в мастера спорта по спортивному туризму Юрий Владимирович Козлов. В свой первый поход он отправился ещё школьником вместе с незабвенным Альбертом Мурзагуловым. Спортивным туризмом Козлов занимается с 1974 года – начинал в безымянной секции при заводе имени Ленина. С тех пор совершил более 100 походов (в основном – руководителем), в том числе 34 сложных, выезжая за пределы республики. Одно из путешествий завершилось в августе 2020 года. Мы хотели поговорить с Юрием Владимировичем об особенностях недавнего похода, но беседа получалась о туризме в целом.
ЗАБРОСКА В ТАЙГУ
– Спортивный туризм, в отличие от походов, в которые люди идут для своего удовольствия, подразумевает участие в соревнованиях, – объясняет Юрий Козлов. – Соревнования проводят по двум дисциплинам. Первая называется «Дистанция», когда судьи оценивают технику водного туризма на участке реки. Мы такие состязания организуем на искусственном пороге реки Белой возле спиртзавода. В «Дистанции» наши девушки из «Глобуса» были чемпионами России. Вторая дисциплина – «Маршрут», то есть поход определённой категории сложности: от первой (самой простой) до шестой (самой сложной).
Группа Юрия Владимировича заявила маршрут четвёртой категории: сплав по рекам Хайлама-Уда в Иркутской области с исследованием притоков. По словам моего собеседника, Хайлама – река малоизученная, до недавнего времени по ней почти никто не сплавлялся из-за её недоступности. Сейчас возле реки начались геолого-разведочные работы, ищут золото. А для разведки нужны дорога и лагерь. Путь к реке проложили, но и теперь добраться туда можно с большим трудом на могучих «Уралах». Заброска продолжалась 19 часов: туристы посчитали, что по тайге машина в среднем пробиралась со скоростью 6 км/ч. В глухой тайге стояли 12 незаселённых вагончиков, подготовленных для добытчиков золота. В них группа Юрия Козлова и разместилась на ночлег с разрешения главного геолога лагеря.
– Сегодня индустрия доставки к нехоженым местам достаточно развита, – говорит Козлов. – Спрос рождает предложение: есть специальные агентства или частники, промышляющие не только забросом туристов, но и доставкой в труднодоступные районы специалистов, рабочих, привозят вахтовикам продукты, вещи. Мы договаривались с владельцем частного «Урала». Пока добирались до места, реку Малую Бирюсу форсировали на машине более 50 раз! Водители там – бесстрашные люди: вода уже в кузове плещется, а они едут, цепляясь колёсами за камни. Машину тихонечко сносит по течению, но до берега «Урал» доезжает. Построить дорогу в таких местах почти нереально, слишком дорого. Может, это и к лучшему – природа остаётся нетронутой.
По словам Юрия Владимировича, больно смотреть, какую свалку устраивает человек после себя там, куда он всё-таки смог добраться. Заброшенные прииски оставляют гнетущее впечатление: выдранный дёрн перемешан с камнями, из земли торчат какие-то обломки и старые драги (комплексы для добычи золота), на берегах мелькает брошенная техника. Если в труднодоступной местности ломается механизм или автомобиль, часто его там же и бросают. Это дешевле и проще, нежели пытаться вывезти сломанную технику. Ржавые механизмы смотрятся в тайге отвратительно.
ХАЙЛАМА И УДА
– К лагерю геологоразведчиков мы подъехали поздно вечером, – рассказывает Козлов. – В темноте спускаться к реке Хайламе даже наш отчаянный водитель не решился – там «криминальный» спуск. Из лагеря выехали рано утром, ещё в тумане. Хайлама в дымке тумана казалась невероятно красивой. Запомнились нам и каскады порогов. Когда разведывали притоки реки, поднимались очень высоко и сверху оценили масштабы Саян. Вид был настолько величественным, что дух захватывало.
Владимир Парфиров
ФОТО АЛЛЫ ДЬЯКОНОВОЙ
Продолжение читайте в "Стерлитамакском рабочем" № 104 от 05.09.2020г.
Читайте нас: