Все новости
Здоровье
25 Мая 2022, 13:34

Возвращая дар речи. Как помочь ребёнку красиво говорить?

«Дизартрия», «дислалия», «алалия» – за этими и другими сложными терминами скрывается человеческая боль: количество детей с речевыми нарушениями из года в год увеличивается. А ведь именно от того, насколько свободно и правильно говорит человек, зависит его успешность в любой профессии и в отношениях с людьми.

Возвращая дар речи. Как помочь ребёнку красиво говорить?
Возвращая дар речи. Как помочь ребёнку красиво говорить?

В детском санатории «Нур» успешно лечат и оздоравливают маленьких пациентов: передовой опыт и традиции стерлитамакской здравницы высоко оценен на республиканском и всероссийском уровнях.

Специалисты санатория делятся уникальными наработками на конференциях и семинарах, на форумах и открытых занятиях, в публикациях, при обучении воспитателей, психологов и логопедов, а также консультируя родителей.

А сейчас участники круглого стола, организованного в санатории «Нур» для нашего издания, рассказывают о том, как лечат детей с нарушениями речи и о том, что могут сделать внимательные и любящие родители дома.

СТРАТЕГИЯ УСПЕХА

Ольга Николаевна Бенда, логопед с 30-летним стажем:

– Формирование речи необходимо начинать с раннего возраста. Ограниченный словарный запас, несформированность фразовой речи, недостаточность моторных функций, истощаемое внимание, незрелость эмоциональной сферы – те нарушения, которые требуют внимания не только логопеда.

В чём уникальность оказания логопедической помощи в нашем санатории? Во-первых, диагностику ребенку проводят мультидисциплинарная бригада в составе врача-невролога, врача физической и реабилитационной медицины, клинического психолога, логопеда и дефектолога. Во-вторых, логопедическая работа строится на фоне лечебного процесса с использованием современного оборудования. В-третьих, в тесной взаимосвязи с родителями: мы работаем на перспективу – для предупреждения дисграфии и дислексии в начальной школе важно своевременно скорректировать речь, научить ребенка слышать и слушать.

Оказывая логопедическую помощь, мы применяем здоровьесберегающие, компьютерные, игровые и современные технологии: метод БОС, Монтессори-терапию, мнемотехнику, самомассаж пальцев мячами, элементы Су-Джок терапии, логоритмику и нейрогимнастику. Логоритмика проводится под живую музыку, воспитывает чувство ритма в движениях и речи. Нейрогимнастика эффективна для гармоничного развития и слаженного взаимодействия обоих полушарий, она применяется с трёхлетнего возраста с использованием сенсомоторных дорожек, нейроскакалок, балансиров, сигнальных кругов, массажных мячей и др. А для детей с проблемами чтения старше 12 лет применяем метод скорочтения. Важно помнить, что только речь может обеспечить полноценное общение с окружающими и стать основным средством познавательной деятельности. А своевременно оказанная логопедическая помощь поможет сформировать у ребёнка коммуникативные навыки и сделать его более успешным.

О ПРОФИЛАТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Светлана Камильевна Хисамова, логопед, 28 лет в профессии:

– Речь – важный показатель уровня интеллектуального развития. Часто родители обращаются к логопеду, когда замечают явные признаки задержки речевого развития – отсутствие звукопроизношения в 2-3 года. Хотя первые признаки можно заметить уже в трехмесячном возрасте, когда у ребёнка отсутствует "комплекс оживления" и он эмоционально не реагирует на голос мамы. Отсутствие гуления и оепета в 6 месяцев, проблемы с жеванием и обильное слюнотечение после года - это тоже тревожные звоночки. К ним можно отнести недостаточно понимание обращенной речи, отсутствие жестов, мимики, ритмичных движений под музыку, ситуации, когда ребёнок не откликается на собственное имя. Наличие этих признаков – серьёзный повод обратиться к специалисту.

На развитие речи детей влияет многое: генетика, экология, течение беременности и родов. Социальной причиной задержки развития речи может стать ограничение живого общения. Поэтому мы рекомендуем посещать детские сады, развивающие центры, практиковать гостевые визиты к родственникам и друзьям, ежедневно гулять на детских площадках.

Сначала мы строим мосты коммуникации. На фоне эмоционального подъёма начинают говорить руки, тело, мимика, потом - артикуляции. Таков механизм появления речи.
И, овладев этим бесценным даром, ребёнок использует его как средство общения, а позже - как инструмент планирования своей интеллектуальной деятельности

Современная тенденция такова, что мы меньше стали говорить. Родительский стиль общения с ребёнком в семье сводится к бытовым инструкциям. Обязательно уделяйте детям время: читайте им книги, устраивайте кукольный театр, рассказывайте произведения детской художественной литературы на ночь. Почаще беседуйте с детьми: в домашней обстановке, в транспорте, на прогулке. Интересуетесь его настроением, его мнением в процессе решения семейных задач. Это поднимет его самооценку, убедит его в важности своего голоса, утвердит его значимость в коммуникации со сверстниками и взрослыми.

ЗАИКАНИЕ И СИЛА КОММУНИКАЦИИ

Людмила Михайловна Толкунова, логопед с более чем 40-летним стажем:

– Заикание – это сложное психофизиологическое расстройство: из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата нарушается темпо-ритмическая организация речи. В мире 2 процента людей с заиканием, и для них этот недуг становится действительно мучительной проблемой. Заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет, во время наиболее бурного развития речи. При этом страдает темпо-ритмическая сторона речи, коммуникативная функция. Трудности возникают в ситуации общения. Основные причины заикания – генетическая предрасположенность, и, в современном мире, – сильное эмоциональное напряжение, перегруженность информацией.

Чем раньше обнаружена проблема, тем легче она решается. Самим, без помощи специалиста, справиться с заиканием невозможно. Наша цель – научить ребёнка владеть собой, успешно входить в коммуникацию и легко общаться. И лечится заикание только в коммуникации. Мы снимаем мышечное и эмоциональное напряжение, ставим правильное, диафрагмально-релаксационное тип дыхания, развиваем речь и интеллект. В нашем санатории для этого разработана комплексная программа, она включает медикаментозное лечение, создание благоприятной психо-эмоционально-физической обстановки, коррекционные занятия в игровой форме. Мы первыми в Башкирии применили в санатории разработанную Л.З.Арутюнян и популярную во всём мире методику синхронизации речи и пальцев ведущей руки.

Также в коррекции заикания мы принимаем метод БОС (Биологическая Обратная Связь)– это передача человеку с помощью технических средств информации о психофизиологическом состоянии организма в виде зрительных и слуховых сигналов: ребёнок видит и слышит, как функционирует его организм, и сам корректирует, в частности, своё дыхание. Во многих странах БОС стала полноправым, динамично развивающимся направлением современной медицины. Продолжительность курса БОС составляет 10-15 сеансов, результаты появляются к 5-6 занятию.

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ИГРЫ

Лилия Салаватовна Богданова, дефектолог:

– Работа с детьми с ОВЗ проходит на базе сенсорной комнаты, кабинете развивающих игр и в комнате Монтессори. Дефектолог проводит работу по развитию познавательной активности, сенсорной деятельности, эмоциональной сферы и речи детей. В нашем учреждении мы используем адаптированные, авторские и компьютерные программы. Занятия в комнате развивающих игр направлены на развитие когнитивных функций, творческой активности, создание положительного эмоционального фона. В этой специально оснащённой среде мы

эффективно развиваем высшие психические функции – восприятие, внимание, память, работаем с мелкой моторикой и формируем речь ребёнка. В комнате Монтессори ребёнок получает самостоятельность, обучается важным навыкам и адаптируется к практической жизни. Мы учим детей играть и родителей учим играть с детьми. Все дидактические пособия выполнены из натуральных материалов.

Какие игрушки должны быть в доме? До года – погремушки, в год – пирамидки, в том числе усложнённые, и матрёшки, после года – кубики, печатные игры-картинки, сортер, музыкальные инструменты, всё необходимое для сюжетно-ролевых игр. Дошкольникам необходимы кубики Рубика, Зайцева, Кооса, Никитина, пазлы, конструкторы, настольные обучающие игры нового поколения наподобие бренда «Банда умников». Особое внимание логопеды и дефектолог уделяют профилактической работе с родителями детей с нарушениями речи: обучают их проведению занятий в условиях семьи, знакомят с методикой развития речи. При необходимости направляют на консультацию в ПМПК.

Работа профессионалов из санатория «Нур» и чутких, добросовестных родителей в содружестве даёт стойкие результаты. Представьте: не говорящий к четырём годам ребёнок после коррекции начинает говорить, хорошо учится, а, окончив школу, получает высшее образование и реализуется в любимой профессии. Такие случаи – не исключение, а уверенная практика. Информацию о программах коррекции речи «Говорю правильно», «Запуск речи», «Речь без запинок», а также много полезных материалов о развитии речи вы, дорогие родители, найдёте на сайте санатория «Нур»: https://санаторий-нур.рф

Автор:Екатерина Яковлева
Читайте нас: