Все новости
Актуально
27 Сентября 2021, 08:30

Поздравляем воспитателей и всех дошкольных работников с профессиональным праздником!

Воспитатель – это не только профессия, но и природное умение

Поздравляем с Днём воспитателя и всех дошкольных работников!
Поздравляем с Днём воспитателя и всех дошкольных работников!

Это достаточно молодой праздник, и появился он в 2004 году, когда корреспонденты изданий «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование» и «Обруч» обратились к людям с просьбой обратить внимание на детские сады. Журналисты отмечали, что педагогов дошкольного образования должны уважать и чествовать не меньше школьных учителей. В обществе идею поддержали, и Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. Интересен тот факт, что именно 27 сентября в 1863 году в Санкт-Петербурге был открыт первый детский сад. Вместе с мужем его основала Аделаида Семёновна Симонович – педагог, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания. Её заведение принимало детей от 3 до 8 лет. В программе сада были подвижные игры, шитьё, развитие речи, моторики и дисциплины, способствующие общему развитию ребёнка. Стоит отметить, что дошкольное образование в нашей стране развивалось достаточно медленно. Изначально дворяне считали, что и сами неплохо справляются с детьми, а у бедного населения просто не было денег, чтобы отдавать малышей в специальные учреждения. И только после революции 1917 года благодаря государственному финансированию детские сады стали доступными для всех.

Детский сад – это первое учреждение, куда родитель, взяв за руку, приводит своего ребёнка. И первым человеком, который встречает их на пороге, становится воспитатель. Воспитатель – это не только профессия, это природное умение, которым наделён отнюдь не каждый человек. Воспитатель – это призвание, право, которое своим трудом, желанием постоянно меняться, развиваться и совершенствоваться нужно заслужить у детей. Его роль в формировании личности дошкольника очень велика. Мы поговорили с работницами дошкольных учреждений нашего города, они поделились своими историями прихода в профессию и секретами воспитания гармоничной личности.

 

Гульнара Зинуровна Халикова: «Живу и работаю по принципу «Чужих детей не бывает»

 

– Пришла я на эту должность случайно, «по семейным обстоятельствам…», как и многие женщины 90-х годов, не имеющие возможности пристроить своего ребёнка в детский сад, но со временем поймала себя на мысли: «Ничего в нашей жизни не бывает случайным».1984 год… Прозвенели по всей стране последние школьные звонки. И мы, выпускники средней школы № 14 небольшого городка Кумертау, как тысячи других юношей и девушек, устремились в своё большое, яркое и интересное плавание под названием жизнь. Окончив наш Стерлитамакский государственный педагогический институт, я – комсомолка, бывший комсорг класса, вернувшись в родной город, с огромным желанием и неподдельным энтузиазмом окунулась в преподавательскую деятельность – стала вести русский язык и литературу и как классный руководитель – воспитывать старшеклассников. Работала, не чувствуя усталости: уроки, факультативы, внеклассные мероприятия… Отдавала моим старшеклассникам себя всю без остатка! И как бывало обидно до слёз за моменты, когда кто-то из них недооценивал моего рвения и желания достучаться до их разума, души и сердца! «Почему он этого не чувствует?» «Почему она этого не видит?» – задавала я себе мысленно вопросы при очередной проблеме, возникающей в работе. «Видимо, это ребёнок недополучил, недопонял раньше – в дошкольном возрасте». Так я стала задумываться и понимать роль детского сада в формировании личности ребёнка. Жизнь идёт своим чередом. Судьба возвращает меня вновь в город, где я получила своё педагогическое образование. Переехав в Стерлитамак, я устроилась на работу воспитателем в детский сад № 69 (под руководством Галины Михайловны Чаплыгиной). Судьба мне дарит возможность растить и воспитывать будущий красивый цветок с росточка, принимать участие в воспитании детей, которые будут уметь и слышать, и чувствовать своих учителей. Ну, думаю, поймала я тебя, птица! Теперь-то я точно, детки, воспитаю вас «правильно»! Всё началось хорошо. Мои принципы и взгляды на решение поставленных когда-то вопросов находили удовлетворение. Душа моя ликовала! Но однажды на пороге нашего детского сада появились практиканты-студенты дошкольного факультета Стерлитамакского педагогического колледжа. Девочки – будущие воспитатели детских садов. Кто-то готовился стать настоящим специалистом: с хорошими конспектами к занятиям, наглядным материалом, блеском и интересом в глазах. Глядела на них, и радости в душе не хватало места. Таких девочек было не страшно даже одних оставлять с детьми. И занять смогут делом, и успокоить, и разнять. Одним словом – уже готовые «специалисты». Но была часть практиканток, на которых без слёз не взглянешь: то «Я конспекты в общежитии забыла», то «Можно я пораньше уйду – живот разболелся», то на подоконнике старались, как на лавочке, разместиться и за всё время практики, так и не подошли к детям. Смотреть было тяжело и больно на таких будущих воспитателей! Появилась новая проблема – как не допустить равнодушных, посторонних, безграмотных специалистов к детям «нежного возраста» или научить правильно работать и стать хорошим, отзывчивым, достойным воспитателем. Годы, посвящённые работе в педагогическом колледже, – самые яркие и незабываемые в моей педагогической деятельности! Во-первых, мне посчастливилось работать в дружном коллективе, где трудились грамотные, интересные, опытные педагоги под руководством отличного руководителя – Антонины Никифоровны Усевич. Она стала для меня авторитетом и примером во всех отношениях. Студенты, теперь уже сами специалисты по своим направлениям, стали для меня родными и близкими. А некоторые – уже сами родители и водят своих детей ко мне в группу или в другие группы нашего детского сада. И всё-таки… всё начинается с детства. Именно в детском саду в ребёнка закладывается всё то, с чем он дальше пойдёт по жизни. И, значит, нам, воспитателям, даётся большое счастье и ответственность растить их – будущих граждан нашего великого и могучего государства. Свет своего душевного тепла я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи помыслы чисты и открыты, – моим воспитанникам. Воспитатель для меня – это не просто профессия, это состояние души. Сложна детская жизнь: первые радостные открытия, много неизведанного, непонятного. Выбранная профессия заставляет и меня всё время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу непосредственности. Кто сказал, что детство не вернёшь? Сейчас я могу переживать его осознанно, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребёнку свои любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Встречаясь со своими детьми, я вижу в их глазах любовь и уважение, чувствую свою необходимость для них и не раз прихожу к мысли, что чужих детей не бывает. Для меня в жизни нет большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям!Сейчас Гульнара Зинуровна работает воспитателем в детском саду № 7. На вопрос, каким должен быть воспитатель, она ответила в стихах: «Каким должен быть воспитатель? Конечно, добрым должен быть! Любить детей, любить ученье, свою профессию любить! Каким быть должен воспитатель? Конечно, щедрым должен быть! Всего себя без сожаления он должен детям подарить!».

Разиля Рафкатовна Абсалямова – воспитатель с сорокалетним стажем

Разиля Рафкатовна работает воспитателем в детском саду № 77. С детства её привлекала эта профессия, поэтому сразу после восьмого класса, который она окончила в деревне Семёнкино, поступила в Уфимское педагогическое училище. После получения диплома в 1981 году была направлена в г.Салават. Там Разиля Рафкатовна проработала 4 года, уехала в Уфу, а потом вышла замуж и переехала в Стерлитамак. В каком бы городе она ни работала, она всегда оставалась верна своей любимой профессии. В прошлом году Разиля Рафкатовна выпустила очередной поток своих птенцов во взрослый мир, а сегодня она работает с малышами, некоторым из которых ещё нет и трёх лет. Это её юбилейный десятый набор! На протяжении многих лет она уделяет особое внимание приобщению детей к культуре и быту татарского народа. Её выпускники занимаются в классах с изучением татарского языка, успешно участвуют в языковых олимпиадах и конкурсах. Разиля Рафкатовна в профессии уже 40 лет. Отрадно то, что бывшие выпускники создают свои семьи, приводят уже своих детей к ней в группы.

Работа воспитателя не из лёгких, поэтому все переживания и стресс уходят, когда Разиля Рафкатовна занимается своим хобби – приусадебным участком. Весь коллектив попробовал её помидорчики и огурчики, а на клумбах в детском саду растут цветы из её палисадника.

Главный секрет успеха воспитателя, как считает Разиля Рафкатовна, это «Гореть самой и зажигать других». «В современном сложном мире важно быть человечным, отдаваться свой профессии на все сто. Никакие телефоны, современные гаджеты не заменят тесного общения, так необходимого при развитии ребёнка. Воспитатель проживает весь день с малышом, учит его основам, делит с ним радости и беды. В эту профессию нужно приходить с открытым сердцем, быть ответственным, внимательным и не бояться перемен. Мир вокруг нас меняется постоянно, а дети – это наше зеркало. Проработав воспитателем столько лет, я ни о чём не жалею. Дети – это радость, это самое ценное, что у нас есть. Чужих детей для меня не бывает, поэтому к каждому ребёнку отношусь как к своему собственному. Мы, воспитатели, – люди, которые входят в жизнь ребёнка и его семьи, ведь родители доверяют нам самое дорогое – своих детей. Важно не потерять доверие родителей, а укреплять его. Рядом с детьми я забываю о своём возрасте, кажется, что только пришла работать – очень юная, весёлая и энергичная», – поделилась Разиля Рафкатовна.

Стоит отметить, что коллеги она её уважают, на неё можно положиться в любом деле. В ней удивительным образом сочетаются огромное трудолюбие, любовь к своей профессии и детям, стремление к совершенствованию.

 

Наталья Анатольевна Чукалова – о том, каким должен быть настоящий воспитатель

 

– С детства я мечтала стать воспитателем. Когда, я была ребёнком, моя тётя очень много рассказывала мне о своей работе в детском саду, о малышах и о том, чем они занимаются и как развиваются. Мне было очень любопытно её слушать. Однажды я проходила мимо детского сада и увидела играющих деток, мне стало любопытно, захотелось зайти и узнать, не нужны ли им сотрудники. Полгода я проработала в том детском саду помощником. Считаю, что каждый человек должен выбирать ту профессию, которая ему интересна. Я получила образование и вот уже 31 год работаю в детском саду. Это моя профессия, это моё, иначе я бы не проработала столько лет в одной сфере. Сейчас я воспитатель в детском саду № 11.

Чтобы стать настоящим воспитателем, нужно прежде всего любить детей. Свою профессию я очень люблю за то, что детство проживаю многократно, а детство – это открытие чего-то нового. Время не стоит на месте, и сейчас, чтобы соответствовать стандартам современности, воспитатель должен быть позитивным, эрудированным, мобильным и креативным. В нашем детском саду работают именно такие педагоги. Мы здесь все с задоринкой и умеем создавать ту атмосферу счастья и радости, которая необходима детям.

Наш садик называют экодобрый детский сад, потому что мы работаем по экологическим проектам и реализуем различные акции, такие, как «Марафон добрых дел», «Круговорот добра», «Спасём ёжика», «Каждой птичке по кормушке», «В ответе за тех, кого приручили». Наши воспитанники принимают активное участие в них. Также у нас в саду есть волонтёрское движение. С детства мы воспитываем в ребятишках доброту и отзывчивость.

Моя работа всегда на виду, и, конечно, требует ежедневного кропотливого труда в развитии и воспитании детей. Я очень много взаимодействую с людьми и, в частности, с родителями ребятишек, которым хочу дать маленький совет: «Прислушивайтесь к рекомендациям воспитателей». Только так, сплотившись, мы можем вырастить достойного и хорошего человека.

Мы стараемся, чтобы наши воспитанники как можно меньше времени проводили в гаджетах, а больше бывали на свежем воздухе, узнавали мир не по картинкам в интернете, а в реальном пространстве. Совсем отказать ребёнку в использовании телефона или планшета невозможно, но и смартфон можно использовать с пользой, играя на нём в развивающие игры, смотря познавательные видео. В своей работе мы применяем современные технологии, нетрадиционные методы, но и не забываем о традициях.

27 сентября принято поздравлять не только воспитателей, но и всех работников дошкольного образования – заведующих, нянечек и других. Ведь от их мудрости и терпения зависит то, какими вырастут наши дети. Поздравляем всех с праздником и желаем неиссякаемого источника сил, здоровья, вдохновения и творчества!

 

ФОТО ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Автор:Жанна Сираева
Читайте нас: