Все новости
Новости
25 Апреля , 19:38

Стерлитамаковец Геннадий Лукашин 86 раз выходил на взорвавшийся энергоблок Чернобыльской АЭС

26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф

Стерлитамаковец Геннадий Лукашин  86 раз выходил на  взорвавшийся энергоблок Чернобыльской  АЭС
Стерлитамаковец Геннадий Лукашин 86 раз выходил на взорвавшийся энергоблок Чернобыльской АЭС

В хуторе Симбирском на границе Зианчуринского и Кугарчинского районов сейчас осталась лишь пара домов. Там в 1949 году родился Геннадий Никитович Лукашин. Спустя 17 лет он приехал в Стерлитамак, с которым связал всю свою дальнейшую жизнь. Впрочем, расставаться с городом ему приходилось дважды. Оба раза связаны с призывом и радиацией.

 В НОВОГОРНОМ

Срочную службу Геннадий Никитович проходил посёлке Новогорном Челябинской области. Сначала его готовили в танкисты, но через три месяца определили в войска химической защиты. Учились делать радиационные измерения. Тренировались, бегая в противогазах и комплектах химзащиты. Бывало, командир роты ехал впереди на УАЗе, за ним бежали сержанты, за ними – солдаты. Геннадий был и вынослив, и смышлён. Поэтому его оставили сержантом в учебке для подготовки молодых солдат. Недалеко от части располагался полигон. Рядом – и ПО «Маяк», переживший радиационную аварию. Словом, местность не самая привлекательная в экологическом плане. Геннадий Никитович, вспоминает, что постоянно делали замеры, по которым выходило, что он ежедневно набирал радиационную дозу в 2,5 микрорентгена. А к концу службы носил в себе уже 25 рентген. Впрочем, официально эти измерения не фиксировались.

ПОСЛЕ СЛУЖБЫ

После двух лет службы Лукашин благополучно демобилизовался и вернулся в Стерлитамак. Десять лет работал на химзаводе (электриком, мастером высоковольтных испытаний), тринадцать – на ВТС, пятнадцать – в горгазе (тоже электриком). С супругой Верой Филипповной вырастили двух сыновей, подрастают трое внуков. Отрадой для Лукашиных всегда считалась работа на земле. Пока были молоды, возделывали три сада – и дети заняты, и с родственниками урожаем делились. С годами, конечно, пришлось сокращать площади. Силы уже не те. А в этом году решили оставить и последний участок – съездили разок и поняли, что Геннадию Никитовичу уже очень трудно даётся вождение автомобиля. Серьёзный набор болезней (очень болят суставы, голова, есть проблемы с сердцем, высоким артериальным давлением) дал не только возраст, но и радиация, с которой довелось столкнуться дважды.

ВТОРОЙ ПРИЗЫВ

Когда призывали на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Лукашин знал, что его ждёт. Говорил, что уже облучён и выпали волосы. Ему ответили, что опасности никакой нет. Конечно, не поверил, но поехал. Он совершил 86 выходов (не более десяти минут каждый) на пострадавший от взрыва четвёртый энергоблок станции. Однажды, когда шлифовали электроды, чтобы сделать контакт для измерений, пришлось повисеть вниз головой. Сослуживцы в это время держали его за ноги. В основном занимались отмывкой энергоблока от радиации и уборкой мусора. Геннадий Никитович говорит, что чувствовал радиацию.

– Как? – спрашиваю.

– Был постоянный распорядок, – отвечает он, – когда возвращались со станции, обязательно мылись в бане, обедали и отдыхали. Я ложился и чувствовал, что уже из меня идёт… Это не передать словами… – Средства защиты были? – Мы мылись, меняли одежду. Многие пренебрегали, а я знал, что такое радиация и всегда носил на лице маску. Мы так не рисковали, а ребята из Саратова ходили в лес, собирали грибы, жарили их и ели. – Из Стерлитамака вас было много? – Я призывался в 1988 году. Со мной тогда поехали ещё четверо из нашего города. Их уже нет в живых. Раньше наша ветеранская организация была намного больше. Есть какая-то непонятная закономерность – мы заметили, что из наших ежегодно умирают по 11 человек. – Что-то особенно запомнилось из той командировки? – Наверное, щенки. Мы жили в селе Ораном. Это был палаточный лагерь. Возле палатки стоял таз с водой. Перед входом нужно было мыть сапоги, что мы и делали. Это была ежедневная обувь, не со станции. Однажды увидел, как воду из тазика пили щенки. Вскоре все они погибли… – Труднее было в Новогорном или на Чернобыльской АЭС? – Конечно, в Новогорном было легче. В прошлом году Лукашиным выпала череда круглых дат. Это и дни рождения, и 50-летие со дня их свадьбы. Как и многие, они живут для своих близких. Свою трёхкомнатную квартиру успели получить бесплатно. Теперь вот помогают детям гасить ипотеку.

– Нам много не нужно, – улыбаясь говорит Вера Филипповна, – главное – внимание, чтобы дети звонили, интересовались нашим здоровьем, делами.

Стерлитамаковец Геннадий Лукашин  86 раз выходил на  взорвавшийся энергоблок Чернобыльской  АЭС
Стерлитамаковец Геннадий Лукашин 86 раз выходил на взорвавшийся энергоблок Чернобыльской АЭС
Автор:
Читайте нас: