Все новости
Общество
1 Октября 2013, 13:00

1 октября - Международный день пожилых людей


Мария Андреевна Салищева, в нынешнем июне отметившая своё 90-летие, к героям себя никогда не причисляла – это просто не приходило ей в голову. Жила как все – училась, воевала, рожала и растила детей, работала. И при этом всегда оставалась настоящей женщиной – отзывчивой, мягкой, доброй, способной на многое ради блага других.

- Я так долго живу на свете, - улыбается Мария Андреевна, - что многое уже плохо помню. Самым, пожалуй, ярким воспоминанием по-прежнему остаётся для меня война .


ФРОНТОВЫЕ ДОРОГИ



Девчонкой из Золотоношки начинала Маша Рудь свой путь в медицину. Она ещё училась в медтехникуме, когда началась война. В марте 1942 года была мобилизована, направлена в Уральский военный округ. В 19 лет впервые надев военную форму, через год девушка уже была на передовой, на Южном фронте. А ещё через пять месяцев 902-й стрелковый полк 248-й стрелковой дивизии был переброшен на 3-й Украинский фронт. Мария служила в составе 3-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов, вместе с родным полком прошла Украину, Польшу, дошла до Берлина.

- Мы - пехота, а это значит всю войну на ногах, - вспоминает Мария Андреевна. – Всякого нагляделась – и страданий, и смертей. Но в молодости всё как-то иначе воспринимается, не так трагично. И кажется, что вовсе не тяжело было мне тогда нести свою службу…

Состояла младший лейтенант медицинской службы Мария Рудь при ПМП - полковом медпункте. С переднего края туда привозили раненых, медики оказывали им первую помощь – обрабатывали раны, останавливали кровотечение, делали противостолбнячные и обезболивающие уколы. Бойцов с лёгкими ранениями переводили в медсанбат, тяжёлых отправляли в тыл, в госпиталь.

- А страшно, наверное, бывало? – спрашиваю Марию Андреевну. – Вы совсем девчонка, а вокруг кровь, стоны…

- Некогда было бояться. Работы было столько, что к концу дежурства валились с ног от усталости. Помню, среди раненых часто попадались совсем молоденькие. Кто без руки, кто без ноги, кто с такими обширными ранениями, что, казалось, и шансов нет никаких. Их, ровесников моих, было особенно жалко. Старалась быть с ними ласковее, обращалась бережно, как с детьми. Ну, и училась на ходу. Война, она учитель хороший.

Спрашивала я Салищеву, каково приходилось женщинам на фронте. Ничего, говорит, к армейскому быту девушки приспосабливались быстро. И хоть до самой Победы проходила Мария в военной форме (юбку свою армейскую, с двумя складками по бокам, выбросила буквально на днях по причине её полной ветхости), всё же старалась и во фронтовых условиях следить за собой.

- Даже причёску несколько раз делала, - смеётся она. – Кудри навивала, а как же!

ПРО ЛЮБОВЬ И ПОБЕДУ


На войне встретила Мария своего будущего мужа, свою единственную любовь. Познакомились они в 1943 году. Старший лейтенант медслужбы Иван Тимофеевич Салищев служил в полковой аптеке. Высокий, симпатичный, с чёрным чубом, он сразу приглянулся фельдшеру Маше. Но виду девушка старалась не подавать. Он тоже не сразу начал оказывать ей особые знаки внимания – наблюдал, присматривался, словом, не спешил. Да и не располагала война к амурным делам.

Победу оба встретили в Берлине. В семейном альбоме Салищевых бережно хранятся фотографии далёкого победного мая – молодые люди в военной форме на фоне Бранденбургских ворот, у стен разрушенного Рейхстага.

- Настроение у нас в этот день было отличное, все без исключения радовались, обнимались, целовались, - рассказывает Мария Андреевна.

Но возвратиться на родину им довелось не сразу – они продолжили службу в Германии.

Предложение руки и сердца своей чернобровой русоволосой Машеньке Иван Тимофеевич сделал через год после окончания войны.

- Согласилась сразу. Иван был мужчина положительный – не пил, в бабниках не числился. Сколько девушек было в нашем медпункте, а он меня выбрал.

В 1950 году Ивана Тимофеевича перевели в Советский Союз, в город Шую Ивановской области. Ещё через четыре года – под Новгород, в город Боровичи. Мария Андреевна разделила с мужем кочевую жизнь кадрового военного. В Боровичах у них родился второй сын Саша. Когда ему шёл третий год, семья оказалась на родине Ивана Тимофеевича – в городе Карталы Челябинской области.

Здесь в их дом постучалась беда. В 1960 году от рака умер Иван Тимофеевич, оставив Марию Андреевну с двумя детьми на руках.

- Жили мы душа в душу, - говорит о супруге Мария Андреевна. – Он был деловой, авторитетный, ко мне и сыновьям относился хорошо. Но вот ушёл из жизни 39-летним. Много мы с ним трудностей вместе преодолели, а насладиться семейным счастьем вдоволь не пришлось.

После похорон мужа уехала Салищева вместе с детьми в Стерлитамак, к брату, который обещал помочь устроиться на новом месте.

Недолгое время она работала в медвытрезвителе. А с 1964 по 1988 год трудилась в здравпункте завода синтетического каучука. Начинала медсестрой, а на пенсию спустя почти четверть века уходила заведующей.

- Знаете, я и в мирное время была как бы на передовой, - шутит моя собеседница. – Оказывала рабочим первую помощь при травмах, ожогах, делала уколы, измеряла давление.

Замуж Мария Андреевна больше не выходила. Посвятила жизнь работе и детям.

Сегодня она живёт вместе с младшим сыном Александром Ивановичем. Старший, Юрий Иванович, умер в 59 лет от той же болезни, что и его отец. Оставил после себя сына Андрея и внука Диму. Со снохой Валентиной Ивановной Мария Андреевна очень дружна, тесно общается, роднится.

В свои 90 лет она удивительно жизнелюбива. До того, как в августе сломала руку, всю работу по дому делала сама. Сейчас, пока рука у мамы в гипсе, готовит, стирает и убирает квартиру сын Саша. Он говорит о своей матери с гордостью:

- Она порядочный человек, хорошая мать. Когда мы с братом были маленькими, родители часто рассказывали нам о войне. А мы, многого тогда не понимая, разрисовывали их почётные грамоты, играли медалями.

- А что, у мамы тоже есть медали? - спрашиваю у Александра.

- А то как же! Вот они, боевые награды, на её пиджачке: два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За Победу над Германией»…

Александр Иванович признаётся: осознание того, что его мама была на войне, к нему пришло не сразу. А теперь, когда фронтовиков с каждым годом становится всё меньше, каждое её воспоминание, каждая деталь оказывается для него всё ценнее.

Мы сидим с Марией Андреевной в её уютной комнате, стены которой украшены её многочисленными вышивками со старинными замками, диковинными цветами и райскими птицами, и говорим, говорим…

- Я долгий путь прошла, - улыбается она. – И хоть всякое в жизни бывало, всё равно она для меня остаётся прекрасной. Жить мне и по сию пору хочется. Сын у меня заботливый, сноха, внук и правнук любящие. Чего ещё желать человеку в 90?

- У мамы жизненный принцип такой: никогда не сдаваться, - обнимает Марию Андреевну Александр. И бережно поправляет медали у неё на груди.

[poll id="23"]


Читайте нас: