Все новости
Встреча для вас
24 Февраля 2023, 14:00

Актриса Стерлитамакского башкирского театра Айгуль Зубайдуллина: «Все роли мне близки по духу»

В детстве Айгуль не могла и мечтать о театральной сцене. Артисты ей казались небожителями, до которых ей, деревенской девчонке, – не дотянуться.

Актриса Стерлитамакского башкирского театра Айгуль Зубайдуллина: «Все роли мне близки по духу»
Актриса Стерлитамакского башкирского театра Айгуль Зубайдуллина: «Все роли мне близки по духу»

Даже стеснялась признаваться, что мечтает о сцене. В школьных сочинениях на тему «Кем я хочу стать», писала, как видит себя в белом халате врача. Почему врача? Просто писала первое, что пришло в голову.

Небольшую деревню Узбяково Гафурийского района прославили Герой Социалистического Труда, каменщица строительного треста № 3 г.Уфы Минегуль Саньярова и их сосед –
Рамиль Гимранов – известный композитор, чьи песни вошли в репертуар многих известных звёзд башкирской и татарской эстрады. Именно Рамиль-агай потом сыграет огромную роль в выборе её профессии.
Но это будет потом. А тогда в многодетной семье Гайнуллиных, где Айгуль была самым младшим, седьмым ребёнком, «светом в окошке» для неё были радио и телевизор. Любовь к музыке ей передались от отца, к танцам – от матери. Школьный кружок проложил девочке первую тропинку, по которой она потом шагнёт на большую сцену. Айгуль была неизменной участницей праздничных концертов и вечеров не только в школе. Со временем стали приглашать и на сцену сельского клуба.
А её манила большая сцена, утопающая в огнях рамп, цветов и оваций. После десятого класса поехала в Стерлитамак, поступать на хореографическое отделение Республиканского техникума культуры. Поступила без особых проблем. Казалось, судьба стройной, хрупкой девочки решена. Но дорога на сцену оказалась извилистой. Уже будучи зачисленной, она забрала документы и уехала в Уфу.
– Молодая была, глупенькая, – говорит она. –
«Купилась» на то, что там, в Уфе были все братья и сёстры. А в Стерлитамаке – никого из родных и близких. Даже знакомых – раз-два и обчёлся.
– В Уфу поехала учиться хореографическому делу?
– Если бы… Выучилась на десятимесячных курсах на повара. Чтобы понять, что это не моё призвание. По распределению я должна была поехать на отработку на два года в Дёму. А поехала в п.Красноусольский, в свой райцентр, устраиваться на работу в столовую. И в это время в нашу деревню с первой постановкой «Наследники» приезжает башкирская труппа Стерлитамакского русского театра (будущий Стерлитамакский башкирский театр).
Одну из ролей в ней играл Рамиль-агай Гимранов (видно, не от хорошей жизни в то время в театр набирали самодеятельных артистов). А после спектакля режиссёр Гульдар Ильясова обратилась к зрителям. Сказала, что на базе техникума культуры в Стерлитамаке формируется набор в спецгруппу для молодого театрального коллектива и приглашала молодёжь ехать к ним учиться.
– И ты поехала в Стерлитамак?
– Нет. В тот раз я проигнорировала обращение. Всё ещё считала, что театральная сцена – не для меня. Тут в мою судьбу вмешался Рамиль-агай, за что я ему благодарна. Дал какую-то басню, велел выучить и ехать на экзамены. Но я и на этот раз не решилась. Однако, видно, на роду у меня было написано стать актрисой. Однажды на дискотеке в деревне один парень передал, что меня ищет Рамиль-агай и просит приехать в Стерлитамак. Оказывается, там организовали второй дополнительный набор. Приехала в Стерлитамак, наутро пошла на экзамен и поступила…
– Не помнишь, кто был в приёмной комиссии?
– Сама Гульдар Музафаровна, Ильшат-агай Юмагулов (его имя присвоено нашему театру), Хамит-агай Яруллин (оба заслуженные артисты России). В своё время я любила слушать радиопостановки. Узнала их по голосам. Уже тогда они были моими кумирами. Ильшат-агай потом будет преподавать на нашем курсе. Он вёл мастерство актёра и сцену речи, Хамит-агай – сценическое движение… Не каждому студенту даже в Уфе так может повезти: учиться у таких мэтров.
…Но и в стенах техникума культуры Айгуль не оставила мечту о танцах. Всё порывалась заново параллельно поступить на хореографическое отделение техникума. Гульдар Музафаровна, которая разбиралась в танцах (в своё время она окончила хореографическое отделение Уфимского училища искусств) отговорила: «Ты же и так хорошо танцуешь! Не надо тебе никуда поступать. Здесь, на сцене нашего театра тоже сможешь себя реализовать в хореографии». Так Айгуль Зубайдуллина стала актрисой.
А слова Г.Ильясовой окажутся пророческими. Актрисе Стерлитамакского башкирского театра Айгуль Зубайдуллиной зрители будут рукоплескать не только за роли в спектаклях, но и за её танцевальные номера в концертных программах. В том числе и на гастролях в Туркменистане, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане, на Кубани.
…Первые роли студентки Айгуль Гайнуллиной, как водится, были в массовках. Вместе со всем курсом с начала девяностых они начали выходить на сцену. С 1995 года начала играть на сцене Стерлитамакского башкирского театра. На традиционный вопрос, какой ролью она дорожит больше всего, отвечает традиционно: «Все роли мне близки по духу».
Чаще ей выпадало воплощать комедийные образы. Такие как Асылбика в «Куштиряке» А.Хакимова, Нажиба в «Продам мужа» Н.Гаитбаева. Запомнилась Айгуль Зубайдуллина и в характерной роли Елены Владимировны в лирической комедии «Последняя попытка». (Почему-то режиссёр переиначил героиню Михаила Задорнова в Ирину Валерьевну).
Актриса всё же призналась, что ей хотелось бы больше играть в глубоких драматических ролях. Такую, как Лиза Бричкина в «А зори здесь тихие» Б.Васильева, которую ей уже довелось воплотить на сцене. Думается, такие роли ещё не раз пополнят творческий багаж актрисы.

Фото А. Газимовой.

Автор:
Читайте нас: