О ПРОФЕССИИ
– Кем Вы мечтали стать в детстве?
– До определенного периода времени у меня не было мечты и мыслей о призвании: мой отец занимал руководящую должность, а я в свою очередь, в 1977 году окончив ГПТУ № 22, трудился слесарем КИПиА на «Авангарде» и гордился своей на первый взгляд простой, но очень нужной важной профессией. После смерти моего отца, мне тогда было 18 лет, я потерял последнего близкого мне человека, т.к. моя мать умерла, когда мне было 12 лет, и тогда понял, что моя жизнь кардинально изменилась и моя трудовая деятельность тоже должна меняться. Первым делом я вступил в комсомол, после чего было мое первое публичное выступление, опубликованное потом в заводской газете, которое было обращено к молодым рабочим: я говорил о том, что у нас самые интересные и нужные профессии на большом военном заводе, где можно развиваться, расти и строить будущее. Ведь тогда это было истинной правдой. Позже, уже будучи женатым, я задумался о том, как увеличить доход в семейный бюджет, и пошёл работать монтёром пути на железную дорогу. Работа была грязная, тяжёлая, сложная, но денежная. В моей бригаде было около 20 человек – мужчины и женщины от 40 до 60 лет, многие из них воевали в Великую Отечественную. Несмотря на большую разницу в возрасте, с каждым я находил общий язык. Руководство, увидев во мне перспективного человека, отправило на стажировку к бригадиру пути, ветерану. Мы звали его Архипыч. Высокий, худой, резкий, требовательный, безупречно честный и порядочный. Работа на железной дороге научила меня не бояться трудностей и преодолевать их. Я стал бригадиром, а потом мастером участка. Для такой ответственной работы необходимо было образование, и я окончил УГНТУ – стал инженером-механиком.
ПРИЗВАНИЕ И УСПЕХ
– Как Вам удалось достичь успеха в автомобильной отрасли?
– У нас в городе в 1982 году открылась станция техобслуживания отечественных автомобилей – первый автосервис Волжского автозавода. А я всегда любил автомобили, всё свободное время проводил в гараже: мальчишкой вместе с отцом ремонтировал наш Запорожец, а потом Жигули, восемь школьных лет ходил в кружок «Моделист-конструктор» в старый Дворец пионеров, там научился слесарным, токарным и малярным работам. В гаражах, где я ставил свои Жигули после смерти отца, я помогал с ремонтом автомобилей многим взрослым товарищам-автомобилистам. Один из них, Анатолий Михайлович Попов, посоветовал мне пойти работать в автосервис. Попасть туда было непросто, но меня приняли слесарем. Я потерял в зарплате, зато целыми днями занимался любимым делом. Меньше чем через год директор предложил мне стать инженером по приёмке и гарантии. В начале Уфимский автоцентр не утверждал меня в этой серьёзной должности из-за того, что мне было всего 23 года. Когда я приехал в Уфу в очередной четвёртый раз, первый руководитель напомнил комиссии, что Гайдар в 16 лет полком командовал. Наконец меня утвердили, я стал работать и пошёл на повышение. Я понимал, что хочу расти. В числе лучших секретарей комсомольской организации республики я в середине 1980-х годов побывал по туристической путёвке в Болгарии. Для того, чтобы получить шанс стать руководителем, я закончил университет марксизма-ленинизма. Тогда начинало развиваться кооперативное движение, и я вошёл в первую тройку председателей кооперативов. Арендовал на Соде помещение – 300 кв.метров, отремонтировал его и третьим в республике открыл предприятие по ремонту и продаже автомобилей.
– За счёт чего развивался кооператив?
– В то время качественных услуг населению катастрофически не хватало, многое создавалось заново: химчистки, транспорт, мастерские по ремонту... Мы пошли серьёзным путём – запустили оказание транспортных услуг городским предприятиям (грузоперевозки). Рекомендации по развитию кооператива мне давал друг отца Михаил Герасимович Есенков. Он 10 лет возглавлял Содово-цементный комбинат, потом уехал в Москву, где был заместителем министра химической промышленности СССР. Запустить первые частные такси в городе – тоже его идея. А в 1996 году я побывал в Москве на первом съезде предпринимателей России. В 1999 году окончил Московский Всероссийский заочный финансово-экономический институт, также параллельно по направлению города я прошел обучение по повышению квалификации в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте.
– Зачем в самые смутные 1990-е годы вы возглавили муниципальное предприятие?
– В МУП «Автосервис» умер директор, и город поручил предприятие мне. Я пришёл и увидел полную разруху. Коллектив меня долго не утверждал, люди спрашивали, с мешком ли денег я сюда пришёл – им год не платили зарплату. Я организовал бартер, гасил долги, начал выплачивать зарплату, построил продуктовый магазин, заключил договоры с предприятиями и расплачивался с работниками продуктами, мебелью и бытовой техникой. К сожалению, за первые 2-3 года пришлось уволить 80 процентов коллектива. На место тех, кто не хотел работать, пришли добросовестные сотрудники. Я открыл первый диспетчерский пункт такси в Стерлитамаке. В 2000 году мы стали официальными дилерами ОАО «АВТОВАЗ» и начали продавать автомобили отечественного производства, купили инструментально-контрольный пост и стали проводить техосмотры автомобилей. За несколько лет мы заработали достаточно денег для того погасить прошлые долги, образовавшиеся до моего прихода и чтобы развиваться, начали продавать не только отечественные автомобили, но и иномарки. Чтобы платить людям достойную зарплату, мы создали автосалон и в 2004 году запустили продажу автомобилей Форд. Тогда я был помощником депутата Госдумы Мидхата Гайнановича Хакимова, и он содействовал нашему развитию. В 2008 году на открытие нового автосалона Форд приезжал президент компании Форд России, в те годы мы входили в ТОП-10 из 120 дилеров России по продажам автомобилей Форд, а также открыли филиал по продаже отечественных автомобилей в Салавате. Потом появились первая в Стерлитамаке служба эвакуации автомобилей и две штрафстоянки. Мы намерены создавать новые рабочие места. Чтобы достичь успеха, нужно работать, не жалея себя, и собрать правильную команду единомышленников, которая вкладывает душу в любимое дело.
О ДЕПУТАТСКОЙ РАБОТЕ
– Что самое сложное в Вашей общественной работе и каков Ваш основной ресурс?
– я хотел бы начать с того, что я являюсь депутатом Совета ГО г.Стерлитамак с 2005 по 2012 г.г и с 2020года по настоящее время. На протяжение всех этих лет я не понаслышке знаю о проблемах горожан, так как работаю непосредственно с обращениями граждан. Много жалоб в этом году поступало от жителей города на увеличение тарифов за отопление. Я, совместно с администрацией города, управляющими компаниями, Общественной палатой и ЭСКБ, разбирались в каждой жалобе жителей на увеличение счетов и на «перетопы», больше месяца мы обследовали чердаки и подвалы, узлы учёта, составляли предписания, задействовали все службы города. Провели большую работу, разобрались во всех тонкостях. Я постоянно участвую в благотворительных акциях, оказываю посильную материальную помощь. В этом году мне удалось оказать помощь ГБ № 2 в размере 100 тысяч рублей (на эти деньги были приобретены средства индивидуальной защиты для медицинского персонала). На протяжении последних нескольких лет я участвую в строительстве прихода Казанской иконы Божьей Матери в д.Преображеновка Стерлитамакского района, дядя моей бабушки был священником в этом селе и был репрессирован.
О ЛИЧНОМ
– За что Вы особенно благодарны отцу?
– Отец воспитал во мне чувство порядочности. Я не был избалованным ребёнком, папа много работал. Он как человек, прошедший сталинские лагеря, после амнистии начал свою жизнь заново и своим примером показал мне, что всего надо добиваться своим трудом.
– Кого Вы считаете своими наставниками?
– Я учился в 14-й школе и до сей поры общаюсь с учителями и руководством школы, оказываю посильную помощь. Это очень хорошая школа, она воспитала много знаменитых людей, в том числе крупных руководителей нашего города. Большое влияние на меня как на руководителя и как на депутата оказал Спартак Галеевич Ахметов: я работал в его команде директором МУП «Автосервис» и ОАО «Автохолдинг» почти 14 лет. До сих пор я руководствуюсь его советами и рекомендациями. Благодаря ему основные мои проекты с 1996 года были осуществлены. Существенное участие в моём становлении многие годы принимает двоюродный брат моей жены генерал в отставке А.В. Моисеенко.
– У Вас наверняка есть хобби?
– Я занимаюсь восстановлением раритетных автомобилей: раньше у меня их было много, сейчас осталось два: Волга ГАЗ-21 и правительственный автомобиль Чайка ГАЗ-14, подаренный Стерлитамаку Борисом Ельциным в 1991 году.
– Какая мечта вдохновляет Вас на жизненном пути?
– Конечно мечты сопровождают нас с самого детства и часто становятся целью нашей жизни, смыслом преодолевать трудности и двигаться дальше. У нашего города богатая история и отличные перспективы, я хочу, чтобы он процветал и развивался, чтобы каждому горожанину было радостно и комфортно здесь жить.…