Все новости
История
30 Мая 2020, 21:55

История Стерлитамака – в именах

О людях, которые внесли неоценимый вклад в развитие города

Жизнь человека это, своего рода, – череда случайностей. Но случайность перестаёт быть случайностью, когда личность начинает влиять на историю, культуру, социальную жизнь общества. Немало было таких людей и в истории Стерлитамака. Увы, нельзя объять необъятное и в одной публикации рассказать обо всех. Сегодня мы хотим вспомнить лишь некоторых из тех, чья деятельность так или иначе повлияла на превращение уездного Стерлитамака в крупный промышленный и культурный центр.
ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ
Имя Константина Дмитриевича Ростовцева, 20 лет руководившего городом на рубеже 19-20 веков, никак не связано с индустриализацией. Но вспомнили мы о нём, чтобы отдать должное его прозорливости и стратегическому мышлению.
Род Ростовцевых происходил из елецких купцов. Состоятельные родители сумели дать Константину неплохое для провинциального мальчика образование. В Стерлитамаке он успел поработать казначеем палаты уголовного и гражданского суда, председателем сиротского суда уезда, несколько раз избирался городским головой. За вклад в развитие системы народного образования был отмечен серебряной и бронзовой медалями «За усердие».
В 1899 году К.Д.Ростовцев занял должность уездного исправника (председателя уездного суда). В его обязанности входило обеспечение общественного порядка в уезде, контроль за исполнением решений государственных органов и губернатора, предварительное расследование преступлений, принятие мер по противодействию распространения эпидемий и многое другое… По его собственному признанию, за время службы на этом посту он получил немало выговоров за лояльное отношение к политическим ссыльным. Кстати, в 1900 году он встречался с В.И.Лениным, который в это время был в Уфе.
В 1907 году Ростовцева всецело охватывает идея строительства железной дороги Оренбург – Уфа (ОРУФ), которая открывала перспективы экономического развития города. Для её осуществления он вновь баллотируется в городскую думу и вновь избирается городским головой. Его настойчивости можно позавидовать. Провинциальный чиновник добился аудиенции у царя и получил высочайшую поддержку проекта. Николай II даже назначил его ответственным за осуществление этой идеи. Воплощению грандиозного замысла помешала Первая мировая война, в годы которой К.Ростовцев успел отличиться: спас имущество и библиотеку Юрьевского (Тартусского) университета.
В годы советской власти К.Ростовцев, хоть и избежал репрессий, но как бывший полицейский чиновник стал лишенцем. Едва сводил концы с концами и жил на жалкую пенсию по инвалидности. Умер в Уфе в 1932 году в полной нищете. Всего два года он не дожил до осуществления своей мечты о строительстве железной дороги, когда с открытием ишимбайских нефтяных месторождений была построена ветка Уфа – Ишимбаево.
О СТРОИТЕЛЯХ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
В 2016 году в Западном микрорайоне на улице Водолаженко была установлена мемориальная плита в честь руководителя треста «Стерлитамакстрой» Г.И.Водолаженко – человека, внёсшего огромный вклад в развитие инфраструктуры города. Уроженец Украины, Георгий Иванович окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт, руководил строительным участком оборонного предприятия Московской области, строил авиационный завод в г.Куйбышеве. В мае 1941-го в Стерлитамаке началось строительство завода № 850 (впоследствии завод «Авангард»). Среди тех, кто стоял у его истоков, был и начальник производственного технического отдела Особой строительномонтажной части (ОСМЧ) Г.И.Водолаженко.
После войны Особую строительно-монтажную часть переименовали в трест № 50, а в 1947-м – в трест «Стерлитамакстрой». Георгия Ивановича назначают главным инженером предприятия. В ту пору в Стерлитамаке началось строительство одного из градообразующих предприятий – самого крупного в Европе завода по производству кальцинированной соды. Грамотный инженер Г.И.Водолаженко непосредственно участвовал в его строительстве: внедрял передовую технику, применял новые технологии, возводил дома посёлка для заводчан.
В 1952 году Георгий Иванович возглавил трест. За годы его работы были построены новые очереди линии содового завода, Стерлитамакская ТЭЦ, первая очередь «башкирского исполина» – завода СК, развернулось строительство химического завода, опытного нефтехимического завода. Вводились в строй объекты социального значения: строительный техникум, дома культуры, детские сады, школы…
Его преемник, заслуженный строитель России и Башкортостана, почётный гражданин Стерлитамака, лауреат премии Совета министров СССР Василий Иванович Ядренников родился в Челябинской области. В 1948 году выпускник Челябинского строительного техникума по распределению прибыл в Стерлитамак.
Начинал мастером СМУ-1. Окончив Харьковский инженерно-строительный институт, продолжил работу главным инженером СУ-7, затем возглавил его. В 1970-м его назначают управляющим трестом «Стерлитамакстрой». Перечисление одних только промышленных объектов, построенных под его руководством, заняло бы половину газетной площади материала. Упомянем лишь некоторые: Дом связи, автовокзал, крытый рынок, пивзавод, швейная фабрика, кожевенно-обувной комбинат. Увы, многих из этих производств нынче нет. Как нет и самого треста.
Немалым был вклад Ядренникова и в «социалку»: санаторий-профилакторий «Строитель», поликлиника, стационар треста (впоследствии ГБ № 2)… На балансе предприятия находились 6 общежитий, Дом культуры, стадион, база отдыха «Дружба» на Белой, два пионерлагеря, жилые дома…
Восемнадцать лет Василий Иванович руководил крупнейшим строительным предприятием. Становление Стерлитамака как крупного центра химической промышленности в 1960-80 годы неразрывно связано с именами В.И.Ядреникова, Г.И.Водолаженко и других. Это были строители с большой буквы.
ОНИ ХОТЕЛИ ДАТЬ ГОРОДУ КРЫЛЬЯ
Один из стендов городского краеведческого музея посвящён бывшему главному архитектору города, уроженцу Стерлитамака Юрию Андреевичу Подрядову. Он сравнительно поздно пришёл в архитектуру. Ему уже было за тридцать, когда в 1971 году, окончив Московский архитектурный институт, он вернулся в родной город. В 1973-м его пригласили на должность главного архитектора. Заслуженный архитектор РБ, член Союзов архитекторов СССР и России,депутат горсовета Ю.А.Подрядов много внимания уделял планированию и застройке города, качеству архитектурных решений, реконструкции существующих жилых и промышленных районов.
«За те без малого 20 лет, что Юрий Андреевич возглавлял архитектурный отдел администрации, градостроительный и художественный советы вели большую работу по благоустройству Стерлитамака, – рассказывает сотрудник музея Наталья Насырова. – В профессиональной копилке Ю.Подрядова немало крупных объектов промышленного и гражданского строительства. Таких, как, скажем, здание аэропорта (увы, не по его вине город остался «без крыльев»). Кстати, сегодня мало кто помнит, что старожилы города в шутку называли Михайловку «Подрядовкой».
Вместе с молодыми талантливыми архитекторами В.Максимовым и В.Кирьяновым, которых Юрий Андреевич сумел привлечь в наш город, они работали над памятником Герою Советского Союза Д.Нагуманову, реконструкцией русского драматического театра. Будучи прекрасным организатором, умелым и грамотным градостроителем, инициативным, требовательным, он буквально заряжал своей энергией и преданностью любимому делу коллег. Под его непосредственным руководством начинали ныне ставшие известными архитекторами Р.Буранбаев, В.Зотов, С.Харичков, И.Ермилов и другие».
Как патриот Стерлитамака, Юрий Андреевич попытался переориентировать промышленность города, ориентированную на химпроизводства, на экологичные и при этом не менее масштабные рельсы. Ещё в конце семидесятых, обивая московские пороги, дошёл до кабинета Председателя Совета министров (по-современному, премьер-министра) СССР А.Н.Косыгина с планом строительства в городе машиностроительного завода. И, как архитектор, привязал завод к городу.

(Продолжение читайте в газете "Стерлитамакский рабочий" от 30 мая 2020 года)

Читайте нас: