С такими людьми спокойно и надёжно. Супруги Кужлевы работают в Стерлитамакском троллейбусном управлении: Игорь Анатольевич – водитель, Валентина Николаевна – кондуктор.
Мы с юнкорами нашей газеты встретились с ними в канун их профессионального праздника и узнали, где находят друг друга человек и его дело, как трудиться на одном месте десятилетиями без выгорания и в чём секрет семейного счастья.
ЗА РУЛЁМ
Троллейбус для нас – больше чем вид транспорта. Экологичный и безопасный, в городе большой химии троллейбус не роскошь, а средство выживания. Кстати, в Стерлитамакском троллейбусном управлении работает множество трудовых династий.
Игорь Анатольевич Кужлев нашёл свою профессию… прямо в троллейбусе:
– Я деревенский, после армии приехал с мамой в Стерлитамак одежду купить и увидел в троллейбусе объявление о наборе водителей. Отучился и остался работать в троллейбусном управлении.
В это же время 20-летний специалист познакомился с Валентиной: ей было 18, она училась на портного и должна была по распределению ехать в Красноусольск. Влюблённые сыграли свадьбу и остались в Стерлитамаке. Водительский стаж Игоря Анатольевича и стаж его семейной жизни совпадают: вместе с женой они 37 лет, половину этого срока работают в одну смену, в одном троллейбусе № 2334, по маршрутам №№ 6, 17, 13 и 14.
– Игорь Анатольевич, Ваша детская мечта о будущей профессии сбылась?
– Да, я, как и многие мальчишки, мечтал быть водителем. И хотя после школы выучился на мелиоратора, всё-таки стал именно водителем.
Чтобы вывести машину на линию в первую смену, водители троллейбуса встают в 4 утра. Вторая смена раньше заканчивалась далеко за полночь. Смена длится 12 часов. Каждый рейс – один час 20 минут. После четырёхминутного перерыва – следующий рейс. Обед – от 50 до 80 минут.
– Какие свои рабочие дни Вы считаете лучшими?
– Спокойные дни, без происшествий и поломок. К счастью, таких дней много.
– Сейчас водительская зарплата не такая высокая, как раньше. Почему Вы остались верны своему выбору?
– Для меня важно заниматься делом, которое я знаю, и важна стабильность.
– Если бы он решил ездить на вахту, как бы я была без него? – добавляет жена. – Помню, когда я была в декрете, всегда вставала в 4 утра, провожала его на работу. А ночью не ложилась, пока он не вернётся. И дочь такая же: «Мама, пока папа не придёт, я не могу уснуть». Мы всё делали и делаем вместе. Работаем, внуками занимаемся, дом строим.
БЕРЕГИНЯ И ГРОМОТВОД
Супруги вырастили двоих детей. Дочь Светлана с отличием окончила строительный колледж, сейчас в декретном отпуске с младшим сыном: старшему, Артемию, 10, а Савве, названному в честь основателя Стерлитамака – год и два месяца. Сын Евгений работает в Самаре.
В свободное время супруги Кужлевы работают в саду. Валентина Николаевна научила старшего внука играть в футбол, мыть полы и искать клады:
– Закопаю под кустик помидоров или картошки монетку, нарисую план – внук ищет. Запомнил, что время искать клад наступает, когда помидоры поспели. Мы домашние, даже наш любимый салат назвали «Семейный»: мы его для зимних заготовок много лет вчетвером крошили.
– Как вы думаете, почему большая часть сегодняшних браков заканчивается разводом?
– Жизнь тяжёлая, – предполагает Валентина Николаевна. – Жилья у молодых нет, денег не хватает…
– Мы тоже по общежитиям скитались, – не соглашается Игорь Анатольевич. – У нас поначалу ничего не было. Ложек не хватало, чтобы родных или друзей угостить. А сейчас, наоборот, у многих есть всё и сразу, и не вся молодёжь хочет работать за скромную зарплату. Может, в этом причина?
– Работа кондуктора – это работа с людьми. Какие они, Ваши пассажиры?
– Многих наших пассажиров мы знаем в лицо. Это рабочие, студенты, школьники, пенсионеры. Без троллейбусов нашему городу нельзя: как передвигаться мамам с колясками? Людям с ограниченными возможностями здоровья? Троллейбусы объединяют поколения: бабушки с внуками очень любят кататься вместе, изучать любимый город: многие дети никогда на троллейбусе не ездили. С конца 1990-х годов троллейбусы стали тёплыми, в них комфортно в любое время года.
– Какие забавные случаи в своей работе Вы помните?
– Однажды за смену я так устала, а тут вошёл двухметровый пассажир, подвыпивший, не хотел платить за проезд. Я его за шиворот выставила из салона. Сама удивилась, как у меня это получилось. Хорошо, что он пошёл своей дорогой. Страшно подумать, что было бы, если бы он снова зашёл!
– Он просто уже доехал до своей остановки, – примирительно сообщает Игорь Анатольевич.
– Каждый день встречаются недовольные пассажиры, которые нас «увольняют»: не так улыбнулась, не так билет оторвала, – вздыхает Валентина Николаевна. Мы же, кондукторы, – как громоотвод. Но ездят, конечно, с нами и добрые люди, благодарные. Школьники часто заходят: чипсы купили, денег на проезд нет. Везём их, конечно, не выгонишь же детей. И взрослого, бывает, провезёшь: бывает же так, что человек кошелёк дома забыл. Только вот одни вежливо объяснят и попросят, а другие хамить начинают: «Чего ты? Не на себе же везёшь!» Тогда обидно становится.
– А если «зайцы»-подростки привыкнут к Вашей доброте и сядут Вам на шею?
– Садятся, конечно. Один попросится, зайдёт, за собой троих заведёт. Но я мама, бабушка, я их ласково стараюсь вразумить. Иногда смеюсь: «Мороженое мне купишь когда-нибудь?». «Конечно», – кивают. Правда, ни один ещё не купил.
– Как Вы думаете, как воспитать детей трудолюбивыми и честными?
– У моих родителей нас было шестеро, в семье мужа росли восемь детей. Раньше воспитывали как бы невзначай, но это действовало. Например, после обеда мы, девочки, должны были задвигать за собой стулья, иначе бабушка хмурилась: «Муж лентяй будет!». Если метёшь полы и не стараешься,в шутку грозились, что муж будет рябой. А если чай не тихонько пьёшь, а хлебаешь ложечкой, рискуешь выйти за пьяницу. Видимо, я уроки усвоила: у меня муж хороший и работящий. А дети лучше воспитываются добром, чем руганью.
БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ!
Как сделать движение в городе безопасным? В канун Дня водителя мы попросили Игоря Анатольевича поделиться опасениями и посоветовать что-нибудь автомобилистам.
– Водитель троллейбуса никогда не будет разговаривать по телефону во время движения. Максимальная скорость движения у нас – 53 км/ч (минимальная – 40 км/ч). Водить троллейбус труднее, чем автомобиль, потому, что мы не можем далеко отклониться: штанги допускают всего 4 метра отклонения. Зато в троллейбусе высоко сидишь, перед тобой большой обзор. Ответственность за пассажиров выше. После каждого рейса мы проверяем салон: люди должны быть защищены от терактов. Каждый день мы с коллегами перевозим от тысячи до полутора тысяч горожан по 17 маршрутам. Движение в городе большое, город перенасыщен автомобилями, за рулём – совсем юные водители. По городу можно ездить со скоростью 40-60 км/ч, а они торопятся, нарушают правила, подрезают друг друга. Я призываю каждого водителя беречь себя и других, ездить добросовестно и ценить жизнь.
Беседовали Екатерина Яковлева, Лера Кабаа, Оля Копанева