Я знаю Татьяну как человека с горящим сердцем, готового в любой момент прийти на помощь братьям и сёстрам по вере. Её отличают неравнодушие, искренность, доброта, способность сострадать. Поражает её неутолимая тяга к знаниям, желание как можно больше узнать о Боге и глубже проникнуть в суть христианского учения.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ К БОГУ
– Татьяна, как вы пришли к вере? Ведь наше с вами детство совпало с эпохой тотального атеизма.
– Впервые я услышала проповедь о Христе в декабре 1991 года со сцены Дворца культуры СК. В рамках курса лекций «Библейские чтения» выступал молодой человек, кажется баптист. Его звали Юрий Шмельков. Его слова о Христе настолько меня поразили, что невольно из глаз покатились слёзы. Помню, я тогда с трудом сдержалась, чтобы не разрыдаться.
На другой день всё повторилось снова. Слёзы катились не переставая. Таким было моё первое знакомство с Христом.
Мне сразу захотелось узнать всё о жизни Христа. И я окунулась в чтение книг, какие могла достать и купить. К счастью, их стало продаваться много и самых разных – и православных, и протестантских. Я не могла тогда различать их. Проглатывала всё, что попадалось на глаза.
Для меня начала открываться новая жизнь. Она была совсем другой, чем та, которую я знала прежде. Сейчас люди с ужасом вспоминают о «лихих девяностых». А я помалкиваю и думаю про себя: «Для меня это были лучшие годы моей жизни». Первая любовь к Богу, которого я узнала».
Я работала на молочном комбинате, в цеху все разговоры были только о Боге. Девчонки крутили пальцем возле виска: «Ну, Батурина ударилась в религию!»
«УЧУСЬ ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ»
– Я знаю, что вы посещаете практически все занятия, которые проходят при православных храмах Стерлитамака.
– Мой интерес к религии не ослабевает до сих пор. Пятнадцать лет я с удовольствием ходила в воскресную школу сначала к отцу Алексею Панченко, затем к отцу Вадиму Гупало – вплоть до её закрытия.
Позже, к моему счастью, открылся Православный центр имени священномученика Петра Варламова, которым руководит отец Александр Кривцов. Я с радостью посещаю занятия в центре уже восемь лет.
Священник Алексей Панченко теперь ведёт не воскресную школу, а возглавляет у нас в городе общину «Семейных клубов трезвости». Раз в неделю я посещаю эти встречи. Там я получаю не только духовную пользу, но и учусь любить жизнь такой, какая она есть.
А она у меня теперь очень счастливая, в том смысле, что Господь даёт мне таких людей, у которых хочется учиться жить.
– Вы и вправду счастливый человек.
– Да, у меня и прозвище такое в клубе трезвости – «Счастливая». Прилепилось вот…
КОГДА ПОЁТ ДУША
– Татьяна, а ведь вы ещё и поёте?
– Не могу не сказать ещё об одном моём увлечении. Вот уже полтора десятка лет я являюсь участницей любительского хора «Благовест» при Свято-Никольском кафедральном соборе. Это ещё одна моя отдушина.
Если честно, слух у меня не очень, да и голос слабоватый, но наш руководитель Татьяна Николаевна Крайнова почему-то работает с нами, как будто мы все талантливые, и ведь получается у неё! Мы даже на конкурсах побеждаем.
А недавно она с нами начала разучивать богослужебное пение – литургию. Сложно, но интересно.
ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ
– Расскажите про поездки по святым местам.
– Наступил момент, когда мои дети определились, и мне очень захотелось поехать куда-нибудь в паломническую поездку.
Поездок было много: Дивеево, Оптина Пустынь, святая блаженная Матрона Московская, святая блаженная Ксения Петербургская, Муромские монастыри, Годеново, Толгский монастырь, где находятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова, Симферополь (Лука Крымский), Бахчисарайский монастырь. Была в Иерусалиме, Греции, Египте. Я сказала себе: где побываю, привезу оттуда икону в честь того или иного святого. Так вот икон собралось множество.
Но особенный след в душе оставили две поездки. Во-первых, это Почаевская лавра на Западной Украине. Можно было сказать обо мне тогдашней: «Я не знала, где находилась, на земле или на небе…» Какая это красота необыкновенная и благодать чудесная.
А вторая поездка – это Рыльский монастырь в Калужской области. Шёл 2011 год. Экскурсовод не планировал заезжать туда, но украинская таможня не сразу пропустила наш автобус, сначала с собакой проверили каждого паломника. Ничего не обнаружили, но нашли неточность в документах нашего водителя. Пока он сделал запрос в Уфу, пока ждали ответ, нашей группе ничего не оставалось, как вернуться назад на 60 километров в ближайший монастырь, чтобы переночевать там.
Им оказался Рыльский Свято-Николаевский монастырь. Лично мне ничего о нём не было известно. Но когда мы туда приехали, у меня возникло чувство, словно я попала в другое измерение.
Молодой настоятель монастыря отец Панкратий принял нас с такой любовью и заботой, как будто мы были не случайные проезжие, попросившиеся на ночлег, а желанные гости.
Отец Панкратий рассказал нам о бывшем игумене этого монастыря архимандрите Ипполите Рыльском. Он умер в 2002 году, а до этого 18 лет провёл в русском монастыре на Афоне. Затем 11 лет был наместником Рыльского монастыря. С его приходом в 1991 году монастырь стал возрождаться, и как-то незаметно превратился в один из православных духовных центров страны. Тысячи людей побывали в Рыльской обители, и для каждого у отца Ипполита находились нужные слова утешения. Обо всём этом нам поведал отец Панкратий. Показал могилу с бронзовым крестом на гранитном постаменте. Каждый из нас коленопреклонённо молился на этой могилке, мы даже земельку с собой взяли. Я думаю, что Бог по ходатайству архимандрита Ипполита принял мою молитву. Спустя какое-то время пришёл ответ на все мои просьбы.
Мне кажется, я была везде, кроме Псково-Печерской лавры, Соловков, Валаама и монастыря Александра Свирского. Это пока в мечтах.
– Татьяна, как вера изменила вашу жизнь?
– Я раньше где-то читала про то, что может быть красивый рисунок жизни. Так вот, у меня сейчас наступил такой момент – красивого рисунка жизни. Появилось желание помогать людям, чем могу. Заниматься тем, чего просит душа. При этом стараться помнить, чего хочет от нас Бог. И не забывать о тех подарках, которые он мне подарил.
Марина ВОРОНОВА
ФОТО МИХАИЛА ЖМАКИНА