Многие взрослые стерлитамаковцы с детства знают и любят «Майский вальс» И. Лученка и М. Ясеня, «Десятый наш десантный батальон» Б. Окуджавы, «Эх, дороги» А. Новикова и Л. Ошанина и другие произведения о подвигах наших бойцов. А маленькие зрители получили счастливую возможность открыть для себя эту музыку.
Что чувствует дирижёр, работая спиной к залу? Какие пути ведут в эту профессию? Где он, источник силы для людей искусства? Интервью пишущих школьников с Артёмом Болотовым читайте на нашем сайте.
ВМЕСТО КАНОНОВ
– Артём Анатольевич, Вы импровизируете, исполняя то или иное произведение?
– Не вся музыка, которую мы исполняем, написана для оркестра русских народных инструментов, но наш инструментовщик, заслуженный работник культуры РБ Александр Андреевич Семёнов адаптирует для нас практически любое произведение. Мы обязательно привносим в музыку что-то своё. В музыке нет канонов как таковых.
– Как Вы нашли себя в этой профессии?
– Обучаться музыке я начал в три года. Родители выбрали для меня музыкальную школу № 3. После её окончания я поступил в Салаватский музыкальный колледж, а потом окончил Уфимскую государственную академию искусств имени Загира Исмагилова. Будучи студентом 4-го курса, пришёл в Стерлитамакскую государственную филармонию дирижёром и работаю уже 11-й год.
– На каких инструментах Вы умеете играть?
– Мой основной инструмент – аккордеон, в студенческом оркестре и ансамблях я играл на контрабасе, а как дирижёр знаю строй и специфику игры на всех инструментах своего оркестра.
– Есть такое определение: «Счастье – это ощущение прогресса». А в чём Ваш прогресс?
– Любая программа оркестра – это что-то новое, то, что оркестр никогда не играл. Таких произведений у нас – 100-120 в год. Некоторые из них используются в других программах, но мы непрерывно осваиваем новое. В этом и есть наше развитие.
– Какими качествами нужно обладать, чтобы стать дирижёром?
– В первую очередь это, наверное, терпение и желание постоянно учиться. Кем-то точно подмечено: дирижёр – это профессия второй половины жизни. Есть впрочем, и молодые талантливые дирижёры, так что дело, наверное, не в возрасте, а во внутренней зрелости.
– Как Вы объединяете в одном оркестре людей с разными характерами?
– В оркестре играют высокопрофессиональные музыканты. Работая с ними нельзя забывать, что каждый из них – индивидуальность и к каждому нужен индивидуальный подход. А в работе над художественной составляющей каждого произведения мы – содружество. нацеленное а результат. Порой мы спорим, и в споре рождается истина.
– Каковы трудности и радости Вашей профессии?
– Трудность – в большом объёме информации, а радость – работа над каждой новой программой, которую мы представляем на суд зрителей.
О ВДОХНОВЕНИИ И МЕЧТЕ
– Что Вы чувствуете, когда работаете на сцене? Как справляетесь с волнением?
– Волнение есть всегда, но оно не переходит в страх. Ты просто выходишь и работаешь – с оркестром и солистами.
– И эмоции отступают?
– Нет, без эмоций работать нельзя. Благодаря им возникает тандем с оркестром и взаимодействие со зрителями. Если зрителей мало, приходится больше работать, чтобы оркестр не начал угасать. Музыкантам важна отдача.
– Отдача – это только аплодисменты? Или вы чувствуете зрительский настрой во время выступления?
– Энергетика зала чувствуется очень хорошо. Музыканты зрителей видят, я ощущаю спиной.
– Вы ощущаете отдачу, когда культпоходы на Ваши концерты совершают школьники?
– Знаете, школьники школьникам рознь. Помню, в одном из городов нашей республики мы с заслуженным артистом РБ Александром Владимировичем Кузьменко читали «Метель» Пушкина в рамках семейного абонемента «Классику читаем вместе». На первом ряду сидела девочка – она плакала в конце. Весь зал стоял на ушах и развлекался в телефонах, но ради этой девочки стоило работать.
– И Вы её заметили...
– Её заметили все, кто был на сцене.
– А падение нравов и художественного вкуса Вы ощущаете?
– Да, этот процесс в последние годы идёт с ускорением.
– Что делать людям, которые не хотят, чтобы с ними это случилось?
– Для начала просто приходить на концерты филармонии. И понимать, что хорошая музыка может полностью поменять человека.
– Что Вас вдохновляет на то, чтобы добросовестно работать в любых условиях и для любого зрителя?
– Оркестр. И мечта о том, чтобы оркестр был зрителю нужен.
Беседовали Алсу ГАЛЕЕВА, Лера КАБАА, Дарина КАМАЛОВА
#фпро, #алга, #ресурсныйцентр, #грантглавы102, #грантглавырб, #фсго, #помогаемпобеждать
Проект #алга реализуется Фондом поддержки и развития образования города Стерлитамака на грант Главы Республики Башкортостан при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу Республики Башкортостан
Читайте и комментируйте публикацию в нашей группе ВКонтакте: https://vk.com/srgazeta?w=wall-22753747_72916