Все новости
10
Встреча для вас
21 Февраля , 12:50

Интервью с фельдшером ГКБ № 1 Татьяной Ильиничной Фальман

«Мы – на первой линии поля боли».

Интервью с  фельдшером ГКБ № 1 Татьяной Ильиничной Фальман
Интервью с фельдшером ГКБ № 1 Татьяной Ильиничной Фальман

21 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ФЕЛЬДШЕРА В РОССИИ

Фельдшеры – это незаменимые специалисты, которые работают в машинах «скорой помощи», сельских ФАПах, кабинетах неотложной доврачебной помощи в поликлиниках, аэропортах, на вокзалах, в здравпунктах предприятий и учреждений.

Слово «фельдшер» имеет немецкие корни и происходит от германского слова «поле», что подразумевает работу врача в полевых условиях. То есть изначально фельдшер – это полевой лекарь, полевой хирург, военный врач. И хотя современные фельдшеры чаще всего работают в мирных условиях, суть профессии остаётся неизменной – фельдшер должен уметь эффективно работать в любых обстоятельствах, принимать быстрые и верные решения, качественно оказывать первую медицинскую помощь. И хотя он, в отличие от врача, имеет не высшее, а специальное медицинское образование, в отсутствие врача может вести самостоятельный приём больных с диагностикой и назначением лечения. Хороший фельдшер имеет обширные знания в различных областях медицины, включая акушерство, хирургию и терапию.

Сегодня, когда в терапевтическом звене наших лечебных учреждений ощущается дефицит кадров, врачебный терапевтический приём в поликлиниках зачастую ведут именно фельдшеры. Многие из них по уровню профессиональных знаний и компетенций не уступают врачам.

Сегодня я хочу рассказать о таком специалисте – фельдшере 3-го терапевтического отделения 6-го корпуса ГКБ № 1 Татьяне Ильиничне Фальман.

По примеру тёти Любы

Если разобраться, все наши профессиональные устремления родом из детства. Наша героиня очень хорошо училась в школе. Особенно ей нравилась математика и, конечно, учительница Нина Андреевна Зайцева, которой стремились подражать все девочки из класса, где училась Таня. Поэтому с детства Татьяна лелеяла мечту стать учителем математики. Или медиком. Почему? Да потому что в её самом ближнем кругу был медицинский работник – младшая сестра мамы, Любовь Павловна Холод. Любовь Павловна много лет проработала в машзаводской больнице, была заместителем главного врача, затем заведующей поликлиникой.

– Тётя Люба у нас очень добрая, внимательная, пациенты её всегда уважали, любили, останавливали на улице, чтобы попросить совета или помощи, и она никому не отказывала, – говорит Татьяна Ильинична. – Она лечила всю нашу семью, и мне вдруг захотелось последовать её примеру, стать такой же знающей, грамотной, всем необходимой.

Одиннадцать классов Татьяна Жигалова окончила с одной четвёркой. Но, вопреки советам тёти Любы, которая уговаривала племянницу поступать в мединститут, пошла учиться в Стерлитамакское медицинское училище. В 1993 году она закончила фельдшерское отделение по специальности «Лечебное дело» с красным дипломом.

– Теперь это медицинский колледж, и я там во время экзаменов сижу в аккредитационной комиссии, – улыбается Татьяна Ильинична. – А тогда меня вновь уговаривали поступать в институт, но мне не терпелось начать работать по специальности.

Заводской здравпункт

Первым местом работы молодой выпускницы медучилища стал здравпункт бариевого производства ПО «Сода».

– Вы свой первый рабочий день помните?

– Помню. Пришёл мужчина с химическим ожогом глаз. Оказала ему первую помощь – закапала, обезболила уколами. Потом его увезли в стационар.

– Страшно было?

– Не без этого. Спасало то, что в свои первые дежурства я ездила по вызовам со спасателями, настоящими профессионалами, ни в чём не уступавшими сотрудникам «скорой помощи». Я у них многому научилась.

– А кого ещё из наставников вспомните добрым словом?

– Училась у заведующей общим заводским здравпунктом Валентины Николаевны Порфирьевой, фельдшера со стажем Нины Дмитриевны Антошкиной, своей коллеги Ирины Мусиной. На моём профессиональном пути встречаются только хорошие люди – приветливые, открытые, готовые щедро делиться своими знаниями и опытом. Для молодого специалиста это очень важно.

Когда заведующая заводским здравпунктом В.Н.Порфирьева ушла на пенсию, её место заняла Татьяна. В 2009 году все мелкие здравпункты закрыли и организовали один здравпункт содового производства. Татьяна Ильинична с благодарностью вспоминает тогдашнего руководителя содовской больницы Геннадия Михайловича Гаврилюка и его заместителя Татьяну Георгиевну Левашову, которые её во всём поддерживали.

– А чем занимались сотрудники заводского здравпункта?

– Работали сутками. Ездили с девочками по всему заводу. На нас были и рейсовые, и предрейсовые осмотры, и оказание доврачебной медицинской помощи, и обслуживание по вызовам. Предприятие большое, работающих несколько тысяч, так что нагрузки были нешуточные.

Завод подарил ей встречу с будущим мужем. Со своим супругом Василием Фальманом Татьяна вместе уже больше тридцати лет. У них два замечательных сына. Старший, Иван, работает инженером, женат. Младшему, Даниилу, 23 года, он айтишник, пока живёт вместе с родителями. Татьяна Ильинична в разговоре со мной призналась, что очень ждёт внуков.

Про столетнюю бабушку, коронавирус и новую работу

А с завода ей пришлось уйти. Опытного фельдшера Татьяну Фальман перевели в кабинет неотложной помощи при поликлинике. Она одна выезжала по вызовам и оказывала медицинскую помощь при любых состояниях – делала ЭКГ, уколы, при необходимости вызывала специализированную скорую помощь.

– У меня был замечательный водитель Рафкат Юсупов, он мне во всём помогал, – вспоминает Татьяна Ильинична. – Выезжать ведь приходилось по разным адресам. Иногда это было не безопасно. И Рафкату приходилось меня подстраховывать. Всякое случалось за 11 лет работы.

Один случай из практики Татьяны Ильиничны запомнился ей особо.

– Меня вызвали к столетней бабушке. Состояние у неё было крайне тяжёлое, начинался отёк лёгких. Я понимала, что бабушка практически обречена. Но сделала всё, что могла – обколола её всеми необходимыми препаратами, подежурила около неё. А потом в течение месяца всё мысленно возвращалась к этой столетней пациентке, которая, скорее всего, уже была мертва.

И вот через полгода снова приезжаю по вызову на тот же адрес, на этот раз к её 80-летней дочери. Оказываю ей необходимую помощь, а когда пациентке становится лучше, набираюсь смелости и спрашиваю её про маму, сколько она потом прожила после моего ухода.

Та с улыбкой ведёт меня в другую комнату. Там у окна сидит столетняя бабуля и улыбается.

В 2019 году фельдшеру высшей категории Татьяне Ильиничне Фальман было присвоено звание «Отличник здравоохранения РБ». А в 2020-м она перенесла тяжёлую пневмонию с коронавирусом. Подниматься на верхние этажи жилых домов с фельдшерским чемоданом в руках стало практически невозможно.

Тогда Татьяну Ильиничну пригласили на новую работу в участковую службу 6-й поликлиники, где она уже пятый год ведёт врачебный приём.

И здесь ей встретились хорошие люди: заведующая поликлиникой Анастасия Юрьевна Харисова, замещающая её на время декретного отпуска Анастасия Сергеевна Юлдашева, заведующая 3-м терапевтическим отделением Светлана Юрьевна Кузнецова. И, конечно, её участковая медсестра Гульнур Имилевна Канзафарова.

– Гульнур – моя верная помощница, моя правая рука. К ней все сестрички отделения за помощью и советом бегают, хотя она у нас сама ещё молодая, – говорит Фальман.

– Татьяна Ильинична, а что в вашей работе самое важное?

– Наша задача – помочь человеку, найти причину плохого самочувствия. В этом смысл нашей работы. Надо быть внимательным, чтобы ничего не упустить. Кто, как ни врач и ни фельдшер поможет, когда пациенту плохо?!

– А нагрузок на новом месте меньше стало?

– Покой нам только снится! Ведь мы в терапии, как бы пафосно это ни звучало, находимся на первой линии поля боли. Люди приходят к терапевту со своими жалобами, и необходимо разобраться в причинах их недомогания. А после приёма – работа с документами, вызовы на дом. Так что дома видеть чаще меня не стали.

Родители

Может, этой главы и не было бы в моём рассказе, если бы ни личная трагедия фельдшера Фальман.

Родители Татьяна Ильиничны Илья Анисимович и Валентина Павловна всегда были опорой для своих дочерей Надежды и Татьяны. Особенно заботливо и трепетно относилась к дочкам мама, женщина строгая, деятельная, энергичная.

– Мы были за мамой как за каменной стеной, – признаётся Татьяна Ильинична. – Они с папой были очень дружны и привязаны друг к другу, любили и опекали нас, хотя у нас уже были свои семьи и дети. И нам с сестрой казалось, что так будет всегда.

Во время пандемии Валентина Павловна заболела коронавирусом. И когда вроде бы уже шла на поправку, скоропостижно скончалась от обширного инфаркта. Ей было 70 лет. Илья Анисимович в то время тоже был болен, и на Татьяну с сестрой обрушилось настоящее горе. К счастью, позже их отец всё-таки поправился.

– Я долго ходила вся чёрная, – говорит Фальман. – И до сих пор виню себя в смерти мамы. Стольких людей вылечила, а самому дорогому человеку помочь не сумела. Только вы не пиши про это.

Но я пишу. Потому что хочу, чтобы, приходя на приём, пациенты видели в сидящем в кабинете человеке в белом халате не только медицинского работника, но чью-то дочь, жену, мать, сестру. Болеющих, теряющих близких, переживающих за жизни других. Может, тогда все мы будем более терпимыми по отношению друг к другу. Ведь, прежде всего, все мы – люди.

Марина ВОРОНОВА

ФОТО АНАСТАСИИ АДАДУРОВОЙ

Автор:Марина Воронова
Читайте нас: