Все новости
Новости
22 Сентября , 14:13

Встреча Президента РФ Владимира Путина с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами

На площадке Новгородской технической школы в Великом Новгороде Президент встретился с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами – участниками проекта «Передовые инженерные школы».

Встреча Президента РФ Владимира Путина с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами
Встреча Президента РФ Владимира Путина с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами

Перед началом встречи Владимир Путин ознакомился с выставкой о лабораториях Новгородской технической школы.

«Передовые инженерные школы» – федеральный проект Министерства науки и высшего образования, в котором принимают участие ведущие российские вузы и отечественные компании.

Его цель – обеспечить высокопроизводительные экспортно ориентированные секторы экономики страны высококвалифицированными кадрами для достижения её технологической независимости, а также создавать новейшие виды высокотехнологичной продукции в партнёрстве с бизнесом.

* * *

В.Путин: Передовые инженерные школы – звучит это очень впечатляюще и обнадёживает. Ещё – когда это было – в 2018 году Андрей Сергеевич [Никитин] подошёл с этой идеей, по сути, для Новгорода, а потом начал её развивать дальше. Возникло первое поручение Правительству, и началась проработка этой идеи здесь, в Новгороде.

В 2019 году, через год, уже это приобрело более конкретный характер. Андрей Сергеевич продолжил развивать эту тему. В 2021-м уже и «Единая Россия» это подхватила достаточно уверенно, и приобрела характер общенационального значения – сама по себе тема.

И мне очень приятно, что эта тема пошла: она в высшей степени востребована. Сейчас коллеги рассказывали по отдельным направлениям. Особенно актуально сегодня – вообще, честно говоря, всегда актуально: наши компании крупные всё привыкли покупать, а сейчас, когда не продают, приходится самим придумывать. Главное, что у нас есть база, на которой можно придумывать, и это прежде всего интеллектуальная база.

Поэтому так важно было соединить в этой программе интеллектуальные возможности, те наработки, которые были сделаны до этого в практическом плане, и теорию, и прикладную науку, потребности наших ведущих компаний, их финансовые возможности и, самое главное, рынок конечной продукции. В этом и заключалась идея создания таких продвинутых инженерных школ, чтобы всё вместе в одном месте объединить и добиться необходимого нам, стране успеха.

Я так понимаю, что здесь представлены те, кто прошёл через определённые конкурсные процедуры, выиграл эти конкурсы для создания таких школ: эти же не только в Новгороде – по всей стране, так я понимаю.

Я очень рад тому, что инициатором был именно Андрей Сергеевич, и сегодня мы собрались в Новгороде, потому что в известном смысле Новгород был колыбелью начинаний подобного рода. Ярослав Мудрый в XI веке здесь организовал первую школу на 300 детей, и вообще он был известен тем – Мудрый, он уже гораздо позже получил такое прозвище благородное, но заслуженно, – что не только первую школу создал, но и действительно уделял очень много внимания и придавал огромное значение интеллектуальному развитию нации, подготовке специалистов по разным направлениям. И потом, когда стал князем в Киеве, там продолжил это. Но, как сказал Андрей Сергеевич, там в основном для элит всё делал, а здесь для широкой публики, с этого начал. И это очень правильно: база шире. И всё это приобрело потом широкое развитие по всей стране в целом уже при следующих поколениях.

Будем считать, что это вступительное слово. Я вас хочу поздравить с тем, что вы выиграли эти конкурсы, хочу пожелать вам успехов и с удовольствием вас послушаю: как вы собираетесь строить свою работу и какая нужна, может быть, дополнительная поддержка со стороны региональных властей, с кем вы работаете, и со стороны федерального центра, Правительства, Администрации.

Пожалуйста, Андрей Сергеевич, прошу.

А.Никитин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Уникальность этого проекта, наверное, в трёх вещах.

Первое. Такого проекта не было точно лет сорок – с тех времён, когда у нас активно развивались производственные практики на территориях, и этого проекта все ждали: его ждали университеты, ждал бизнес, ждали наши предприятия.

Второе. Здесь я хочу огромное спасибо сказать и Валерию Николаевичу Фалькову, и вице-премьеру Дмитрию Николаевичу Чернышенко за честный отбор. Отбор был очень строгим, были представители Миннауки и Минпрома и эксперты.

Мне даже пришлось с Петербургского экономического форума срочно возвращаться в Москву, потому что надо было участвовать в защите, доказать, что это нужно и университету, и региону, и регион готов участвовать.

Все те вузы, которые участвуют в этой программе, их 30, они победили в абсолютно честной борьбе, доказав…

В.Путин: Из 90, по-моему.

А.Никитин: Из 90 – 30, тех, кто прошёл, доказав свои планы достаточно серьёзной группе экспертов.

И третий момент, он тоже очень важен: в каждом проекте есть софинансирование бизнеса. То есть это не только мысли учёных, не только мысли преподавателей, но бизнес рублём проголосовал за каждый из тех проектов, которые есть здесь.

Если позволите, Владимир Владимирович, я бы хотел сначала предоставить слово Ивану Юрьевичу Зубко – это у нас пермская инженерная школа. Коллеги занимаются крайне серьёзной темой – разработкой элементов современных авиадвигателей.

Иван Юрьевич, пожалуйста.

И.Зубко: Спасибо за представление.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Многие из нас, которые сегодня здесь оказались, первый сегмент своего пути преодолели на самолётах гражданской авиации. Мы понимаем, что гражданской авиации сегодня крайне необходимы российские гражданские авиадвигатели. Поэтому мы с нашими партнёрами – это группа компаний пермских…

В.Путин: Извините, Иван Юрьевич.

Всё то, о чём я только что сказал, по поводу того что легче покупать, чем производить самим: как только начинаем покупать, рынок сразу для своего производителя закрыт, потому что не производили мы с советских времён конкурентоспособных авиадвигателей для гражданской авиации. Для боевой – да, они самые лучшие в мире, но боевая – у неё определённый срок жизни, и никто не считает ничего ни по шумам, ни по расходу топлива.

А к гражданской [авиации] совсем другие требования, никто ничего не делал в своё время. Конечно, лучше покупать – дешевле даже и комфортнее – Boing и Airbus. Но если сами не будем делать, никогда не появится… Здесь не было бы счастья, да несчастье помогло: закрыли – значит, всё.

Минтранс оставил на территории России те машины, которые были взяты в лизинг, просто оставили, и всё, потому что посчитали – и правильно посчитали: лизингодатель не имел права их изымать раньше контракта. Начали изымать – Минтранс просто не отдал. Мы на них летаем, но сколько на них будем летать ещё – год, два, три?

К этому времени нужны свои машины. Они у нас есть, но их нужно тиражировать – «а», и «б» – улучшать по качеству, в том числе и прежде всего по двигательным установкам. Поэтому это очень важно, это востребовано прямо сейчас, сейчас нужны эти разработки.

Извините, что я Вас перебил. Пожалуйста.

И.Зубко: Как раз в Перми у нас производятся двигатели гражданского назначения. Поэтому мы вместе с нашими партнёрами – представителями пермской группы компаний «ОДК» и Пермским политехом – создали Высшую школу авиационного двигателестроения. Мы как раз решаем совместно эту задачу – по кратному увеличению выпуска гражданских авиадвигателей.

Наши партнёры в этом году оказали нам поддержку в 160 миллионов рублей – это почти вдвое больше, чем мы получили по гранту ПИШ. Эти вложения в основном идут на решение таких задач технологической повестки, которые прямо сегодня крайне актуальны для наших партнёров.

Задач довольно много, я буквально пару примеров приведу. Одна из них – это отработка технологий сверхточного литья титановых лопаток для гражданских авиадвигателей. Причём у нас сейчас нет технологий, которые бы обеспечивали и точность литья, и низкий процент брака, то есть они нам крайне необходимы.

А другой пример – это создание авиационных лопаток из полимерных композитов, особенно когда мы говорим о разработке новых, перспективных двигателей: это ПД-35, это крупнофюзеляжный.

В.Путин: С большой тягой?

И.Зубко: С большой тягой, да. Там нужны эти композитные лопатки, а буквально всего одна страна в мире обладает технологией серийного производства таких лопаток. И наша задача – подготовить переход к такому серийному производству. Сейчас пока существует изготовление штучных образцов таких лопаток, а нужен переход к серии.

Ну а образовательный продукт нашей передовой инженерной школы – это новые инженеры. Причём на «ОДК-Авиадвигатель» нам говорят, что нужны творческие инженеры. А где их взять и кто это вообще такие?

И мы понимаем, что они могут родиться только при решении реальных, практически важных инженерных задач. Наша передовая инженерная школа направлена на эксперименты с подходами к инженерному образованию. Причём новые подходы особенно актуальны для регионов, потому что высокобалльники от нас уезжают в столичные вузы. Но среди тех, кто остаётся, очень много таких ребят, я бы сказал, обладающих творческими инженерными способностями. Они часто считаются троечниками.

В.Путин: Эйнштейн тоже был троечником по физике.

И.Зубко: Им неинтересно учиться в традиционной образовательной системе, и нам нужны новые образовательные подходы к ним. И тогда мы из них действительно сможем сделать настоящую инженерную элиту нашей страны, причём я это точно знаю. У меня пример под боком – мой сын, он гениальный двенадцатилетний инженер, но ему просто скучно ходить в школу. И вот для таких ребят мы создали нашу передовую инженерную школу.

А для более старшего поколения, если говорить про магистратуру, мы уже в этом году набрали магистрантов, то для них мы вводим итоговую аттестацию в формате «технология как диплом». То есть в течение двух лет прямо на предприятии они разрабатывают реальные производственные технологии, с тем чтобы потом защитить их, а после выпуска внедрять. То есть мы говорим о подготовке инженеров с нулевым периодом адаптации. И мы видим некоторые сложности в реализации такой схемы.

Вы отмечали, что у компании «ОДК» сейчас есть ограничения с доступом к западному промышленному оборудованию. Мы у себя создали IT-полигон для тестирования российского программного обеспечения, но мы видим необходимость в том, чтобы создавать полигон и для российского промышленного оборудования.

Компании по привычке пытаются находить зарубежное оборудование, не обращают внимания на российское, а оно есть. Тут, возможно, нужны меры господдержки или специальные льготы для производителей такого оборудования, чтобы они безвозмездно поставляли в ПИШ это передовое российское промышленное оборудование, обновляли его, чтобы мы работали на нём совместно с нашими партнёрами, чтобы партнёры привыкали к нему и начинали обновление своих производств.

Мы такую практику видели во многих других университетах: и западных, и китайских, и нам тоже её недостаёт.

В.Путин: Что конкретно нужно?

И.Зубко: Нужны какие-то меры поддержки.

В.Путин: Какие?

И.Зубко: Я пока не знаю, может быть, какие-то льготы, может быть, какое-то субсидирование.

В.Путин: Я сам не догадаюсь тоже, если Вы мне не подскажете.

И.Зубко: Это вопрос на проработку, мне сложно прямо сейчас сказать.

В.Путин: Я не догадаюсь, если Вы мне не подскажете, поэтому Вы просто подумайте. Понимаете, бюрократия так устроена – Дмитрий Ливанов знает, он сам бывший бюрократ: пока на бумагу не положишь, ничего не двигается. Нужно обязательно это сделать. Подумайте.

И.Зубко: Попробуем проработать механизм.

В.Путин (обращаясь к А.Никитину): Как это сделать?

А.Никитин: Владимир Владимирович, с Министром отработаем и совместно с Иваном Юрьевичем сформулируем.

В.Путин: Надо взять у Ивана Юрьевича, когда он до деталей прикинет. Я понимаю, о чём Вы говорите, и полностью согласен. Но нужно просто чётко сформулировать, какие и кому должны быть розданы поручения и что конкретно мы хотим добиться этими поручениями, от кого, ладно?

И.Зубко: Хорошо.

В.Путин: А так само по себе это абсолютно правильно, я полностью согласен. Конечно, нужно ориентироваться на наше оборудование, и в принципе у нас есть такие программы. Может быть, там чего-то не хватает, но я вам всегда об этом говорю: нам нужно современное отечественное оборудование, причём по разным направлениям.

У нас же целая программа здесь существует – может быть, там чего-то недостаточно в этих программах, – как раз поддержка своей лабораторной базы, отечественное оборудование и так далее, у нас свои же программы созданы. Давайте посмотрим, чего там не хватает. Может быть, не создавать новое, а просто что-то добавить в те инструменты, которые уже мы пытаемся применять для решения той задачи, о которой Вы сейчас сказали, хорошо?

И.Зубко: Хорошо. Спасибо.

А.Никитин: Спасибо.

Владимир Владимирович, разрешите предоставить слово Антону Владимировичу Тумасову, это Нижний Новгород. Коллеги занимаются атомной энергетикой нового поколения.

А.Тумасов: Владимир Владимирович, здравствуйте!

Представляю Нижегородский государственный технический университет имени Ростислава Евгеньевича Алексеева. Вместе с партнёрами из госкорпорации «Росатом» инициировали создание передовой инженерной школы по атомно-водородной тематике.

Передовая инженерная школа нацелена на подготовку новых кадров, новых технологий. К примеру, вместе с «ОКБМ Африкантов» мы разрабатываем высокотемпературный газовый реактор – это реактор нового типа: здесь охлаждение происходит не водой, а гелием, получаем высокопотенциальное тепло. И это ключ к новой технологии получения водорода с низким углеродным следом.

В.Путин: Чистого водорода?

А.Тумасов: Да, именно так.

Это совершенно новый этап развития атомной энергетики. Таких реакторов в настоящее время нет, они будут пущены в эксплуатацию в 2030–2032 годы, но проектировать и исследовать нужно уже сейчас. Вопросы повышения КПД такого реактора, обеспечения кибербезопасности новой системы управления – это всё задачи передовой инженерной школы.

С другими нашими партнёрами из саровского ядерного центра мы работаем над лазерными системами. Это инженерные системы, которые охлаждают лазеры. Это новые открытопористые материалы, это новые методики моделирования гидрогазодинамических процессов, причём с использованием отечественного программного пакета. И это тоже передовая инженерная школа.

Получается, что особенность в том, что мы работаем с теми объектами, которых сегодня нет: они появятся через пять, семь, десять лет, то есть мы смотрим в будущее, и мы готовим тех инженеров, чьи компетенции будут востребованы в будущем. Мы не учим решать те задачи, решение которых известно, – с этим справляются университеты и существующие структурные подразделения. На нижегородской земле наш университет находится уже 105 лет.

А вот передовая инженерная школа – это взгляд в будущее. В основе – научные работы, новые лаборатории, новые центры. Получая новые знания, мы видим, прогнозируем проблемы. Мы получаем эти знания, трансформируем их в образовательные программы и даём их нашим студентам. Именно в этом особенность нашей передовой инженерной школы.

Пользуясь случаем, разрешите отметить, что…

В.Путин: Вы это рассказываете, и у меня, честно говоря, дух захватывает.

А.Тумасов: Повышение качества инженерного образования зависит не только от обучающих программ – оно зависит ещё от такого вопроса, как повышение престижа инженерного образования и продвижение инженерных профессий среди молодёжи. У нас много талантливой молодёжи, и здесь очень важно их вовлекать.

Такие задачи уже сейчас решаются. Например, хорошо известен положительный опыт инженерных классов. В частности, наш университет: с госкорпорацией «Росатом» – это атомные классы, с Объединённой судостроительной корпорацией – это судостроительные классы. Такую практику можно развивать по другим отраслевым направлениям.

Вместе с этим можно говорить об учреждении некоторых именных стипендий для наиболее талантливой молодёжи, которая заинтересована в инженерном творчестве, для наиболее талантливых студентов, и чтобы эти стипендии были именные. Например, выдающиеся инженеры-конструкторы советского или российского периода, как Сергей Павлович Королёв – человек, который реально изменил мир. Здесь действительно масштаб серьёзный.

Если проводить такую популяризацию – это системная работа, она затрагивает не только вузы, это и школы, и предприятия, здесь коллективный нужен подход, чтобы у молодёжи были кумиры в инженерно-технической среде, это очень важно. Им это будет интересно, и они пойдут в эту сферу.

А в результате объединения таких усилий и вместе с передовыми инженерными школами действительно мы сможем воспитать новые кадры, и наша инженерная наука будет на лидирующих позициях во всём международном инженерном сообществе.

В.Путин: Здесь возражений никаких нет, всё очень складно и интересно. Я говорю: именно дух захватывает. Почему? Потому что Вы точно должны спрогнозировать, что будет востребовано, над этим начинаете работать и под это уже готовите новые кадры.

А.Тумасов: Абсолютно верно.

В.Путин: Это точно.

Вы сейчас упомянули чистый водород. Вообще, водород – одно из таких серьёзных направлений по целому ряду сфер, в энергетике в том числе и, наверное, прежде всего. И если нам удастся сделать то, о чём Вы сейчас говорите, то мы сохраним за собой, даже тогда, когда углеводороды будут реально, а не как сегодня – «хотелки» у кого-то на Западе, уходить, то мы сохраним за собой лидерские позиции. У нас для этого есть все возможности, это точно совершенно. 

Но тогда, когда мы подойдем к масштабному производству дешевого, я хочу это подчеркнуть, и чистого одновременно водорода, тогда, конечно, к этому моменту нам нужны будут специалисты, которые смогут работать в этой сфере. Абсолютно с Вами согласен. Полностью поддерживаю.

Здесь, конечно, нужно точно определить, а что будет востребовано? Чистый водород точно будет востребован. Других таких альтернативных источников энергии, наверное, не просматривается. Ни ветер, ни даже энергия солнца не сопоставимы с водородом. Вы, наверное, как специалисты знаете: это самый распространенный элемент в космосе, во Вселенной. Поэтому это неисчерпаемый источник энергии, это точно совершенно.

Что касается стипендии, полностью согласен, и престиж инженерных профессий. Собственно говоря, то, что мы с вами сегодня собрались здесь и обсуждаем – это уже наши усилия, усилия государства, направленные на то, чтобы поднять престиж инженерных профессий, показать значимость этого вида деятельности для государства и для страны, для будущего России. У нас целый ряд программ на это направлен, в том числе тот проект, участниками которого вы являетесь.

Ну а именные стипендии, конечно, у нас, по-моему, некоторые есть, такая стипендия, как стипендия Королева, конечно, она востребована. Давайте обязательно сделаем.

Спасибо.

А.Никитин: Владимир Владимирович, сегодня в День российской государственности с Байконура стартует наш пилотируемый космический корабль. На нем нанесена символика 1160-летия основания России. И 10 новгородских детей – победителей инженерных и физматолимпиад находятся там…

В.Путин: На корабле?

А.Никитин: Нет, не на корабле, но рядом с ним. Но, возможно, когда-то как инженеры они окажутся и на корабле. Надеюсь, такая мечта у них появится после того, как они побывают на Байконуре.

Разрешите следующее выступление сделать парным. У нас присутствуют здесь коллеги из Казанского федерального университета: Гузель Маратовна – руководитель школы и Ирек Флорович Гумеров – директор по развитию ПАО «КАМАЗ», индустриальный партнер. Поэтому, если позволите, мы дадим Гузель Маратовне слово, а Ирек Флорович дополнит.

В.Путин: Пожалуйста.

Г.Капитонова: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые участники!

Позвольте представить вам передовую инженерную школу Казанского федерального университета, которая территориально находится рядом с производственной площадкой КАМАЗа

в Набережных Челнах.

В.Путин: Рядом с КАМАЗом?

Г.Капитонова: Да, в Набережных Челнах.

В чем особенность нашей школы? То, что она очень близка

к производству. Как и для большинства небольших городов, для нас свойственна проблема, связанная с оттоком кадров, в первую очередь, конечно же, молодежи. Поэтому для нас передовая инженерная школа – это один из инструментов решения этой проблемы. И как раз КАМАЗ предоставляет нам реальные боевые задачи, которые позволят притянуть как магнит к нам в Набережные Челны, в филиал, побольше талантливых детей, которые смогли бы решать реальные задачи.

Еще хотела бы отметить, что передовая инженерная школа на базе Казанского федерального университета отличается тем, что нас поддержал не только КАМАЗ, нас поддержала и Республика Татарстан. Она готова финансировать в равных долях, как и КАМАЗ, по 600 миллионов…

В.Путин: Она же в свое время поддержала и сам КАМАЗ, когда он разваливался, когда крыша горела. Я хорошо помню, как Минтимер Шарипович Шаймиев приезжал и просил поддержки. А теперь они вас поддерживают.

Г.Капитонова: Теперь они нас поддерживают, да. Это существенный вклад в развитие нашей передовой инженерной школы.

Что касается образования, то здесь специфика обусловлена тем, что все направления подготовки, которые мы заявляли в рамках передовой инженерной школы, полностью совпадают с теми потребностями, которые есть у КАМАЗа на ближайшие 5–10 лет. Это такие направления, как интеллектуальный автомобиль, автотранспорт с низким углеродным следом и технологии интеллектуального производства.

Хочу отметить, что КАМАЗ предоставляет нам реальную боевую задачу. Мы отбираем лучших студентов, обучаем их, и, кроме того, мы привлекаем со стороны КАМАЗа специалистов, которые

в этих направлениях работают сейчас. Допустим, такие примеры, как применение искусственного интеллекта для распознавания с камер технического зрения или промышленный дизайн. У нас есть молодые специалисты-преподаватели, которые уже принимают активное участие в деятельности передовой инженерной школы.

Какие задачи мы решаем в рамках передовой инженерной школы? Это, наверное, самый главный вопрос – инженерные задачи.

Я бы хотела здесь как раз передать слово нашему директору по развитию КАМАЗ Гумерову Иреку Флоровичу. Он расскажет более подробно.

Спасибо.

И.Гумеров: Уважаемый Владимир Владимирович!

КАМАЗ много усилий делает по развитию нашего продукта.

В развитии, конечно, есть положения, которые необходимы. Прежде всего квалифицированные кадры, инфраструктура, финансирование и хорошие научно-технические направления. Что самое интересное: все это включено в передовую инженерную школу.

Мы в рамках инженерной школы будем получать квалифицированные кадры, увлеченные этими задачами. То есть мы отбираем как квалифицированные, так и увлеченные такими интересными задачами кадры. Это вдвойне сильно: не только квалификация, еще и увлеченность.

Второе. За счет софинансирования мы вместе создаем инфраструктуру для таких исследований, и достигаем научно-технических результатов.

Я раскрою несколько направлений, о которых сказала Гузель Маратовна.

Интеллектуальный транспорт. Много там элементов, автомобиль очень сложный, новая система управления. Самые заметные внешне для нас – это беспилотные функции, ADAS-системы и так далее. Это требует, хотя это так хорошо звучит, большого объема работ по программированию, так искусственный интеллект работает, машинному обучению. Для этого мы создаем техкадры, которых еще сегодня нет, и решаем множество технических задач. Это в Челнах, из челнинцев. Ведь это намного легче столицы. В Челнах это сложнее. Мы создаем из этих челнинских ребят такую команду, и опыт, я думаю, будет успешным.

Какой практический результат мы видим? Например, кроме компонентов и решений. Я приведу пример. Мы участвуем в проекте, и мы будем его реализовывать, только уже в 2024 году. Будем участвовать в формировании беспилотных логистических коридоров М-11 и запустим КАМАЗы четвертого уровня автономности. Это практический результат, который будет реализован, и он будет виден. Я не буду раскрывать, что в него входит, но это осязаемый результат.

Второе направление – автомобили и транспорт с низким углеродным следом. Вы, наверное, знаете, мы уже многие электробусы поставляем в Москву. Они визуально интересные и красивые. Технически удовлетворяют наших клиентов. Мы получаем хорошие отзывы. Но стоять на месте нельзя. Нам нужно развиваться вперед.

Второе. Нам нужно, конечно, как Вы правильно упрекнули, больше сделать локального контента, локальных компонентов. Для этого опять нужна хорошая инженерная работа. Мы планируем создать новое поколение электробусов, электромобилей, рассматриваем и реализовываем уже водородные автобусы и автомобили на водородном топливе, на топливных элементах. Это второе направление, в котором мы видим осязаемые результаты.

Про электробусы я уже сказал, а автобус на водородном топливе мы запустим по Москве экспериментом в следующем году. То есть практически шаг за шагом мы будем реализовывать, вовлекая передовые инженерные школы в такие темы.

Третье направление – это новые материалы и новые технологии. Понятно, это более прагматично и для создания, и для производства таких продуктов направление.

Это ключевые направления.

Источник: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69396

Фото: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69396/photos/69041

 

 

Автор:www.kremlin.ru
Читайте нас в