Все новости
Новости
22 Ноября , 18:04

Ода «горбатому»

62 года назад с конвейера сошёл первый «Запорожец».

Ода «горбатому»
Ода «горбатому»

Среди памятных дат ноября есть одна подзабытая. Несмотря на кажущуюся, по нынешним меркам, обыденность, она в своё время подарила многим советским людям одновременно и немало счастливых минут, и массу проблем, которые были связаны с покупкой «горбатого». Молодёжь не сразу и сообразит, о чём речь. Так в народе прозвали первый «народный» автомобиль отечественного автопрома.

22 ноября 1960 года с конвейера завода «Коммунар», который специализировался на выпуске комбайнов, сошёл первый советский автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец». Обидное прозвище «горбатый» он получил за характерную форму кузова, скопированную с итальянского Fiat 600. Была и другая кличка − «мыльница». И это были ещё не самые обидные. Поскольку двигатель у него располагался сзади, то и воздухозаборники пришлось монтировать по бокам. Пришедший ему на смену ЗАЗ-966 всё же больше напоминал автомобиль, но сохранил многие недостатки своего предшественника. А главное из-за того, что мотор остался сзади, его оснастили боковыми выпирающими воздухозаборниками, за что он получил ещё одну кличку − «ушастый». А с выходом известного советского мультфильма – стал ещё и «чебурашкой».


За малые габариты и неудобный салон его называли «насмешкой над правами человека». За слишком высокий расход топлива для такого класса – «кочегаркой». В летнюю жару он быстро перегревался. Зимой работавшая на бензине печка могла привести к возгоранию. Самый распространённый «рекламный слоган» этой машины в народном фольклоре звучал так: «Полчаса позора – и ты на даче!».


Несмотря на многочисленные недостатки, автомобиль имел широкую популярность, поскольку был относительно недорогим, простым в эксплуатации и готовым к езде по советским дорогам. А главное, при цене в 1800 рублей (по тем временам были не такие уж малые деньги – примерно двадцать месячных зарплат) личный автомобиль стал доступным даже средним слоям советского общества. Теперь простой работяга мог написать заявление и встать в очередь на автомобиль. С учётом того, что даже такую машину приходилось ждать годами, необходимую сумму можно было накопить.


Сегодня ещё можно встретить «ушастика» на наших дорогах, но «горбатый» стал настоящим раритетом. Кстати, за иные из этих раритетов, получивших вторую жизнь в салонах любителей ретроавтомобилей, в сети просят до полутора миллиона рублей!


«Вряд ли сегодня увидишь «горбатого» на улицах Стерлитамака!» – скажет иной автолюбитель. И ошибётся. Во всяком случае, несколько лет назад мне довелось полюбоваться на это чудо советского автопрома в домашнем «автосалоне» одного из любителей ретро на колёсах, музыканта Радика Галимзянова. Он вернул к жизни не одного четырёхколёсного ветерана. Через его руки прошли и знаменитые «Волги» с оленем, и «Победы», и «инвалидки» (на таких «протезах с мотором» передвигалась знаменитая троица из гайдаевских фильмов), и «москвичи» канувших в лету моделей… И конечно же, «запорожцы».

На фото: Несколько лет назад этого «горбатого» вернул к жизни неутомимый Радик Галимзянов.

Автор:Фаяз Юмагузин
Читайте нас в