«Космос. Цифра. VR. Человек. Новое состояние живого» – в долгом названии выставки можно заблудиться. В залах с трёхмерными картинами – просто выпасть из материального мира. Скачиваем на смартфон приложение «A SEPARATE REALITY», наводим на картины и смотрим короткое (максимум – 19 секунд) видео. «Red Horse»: в красном закате лошадь кивает головой, а языки пламени плавят густой вечерний туман. «Domestic Airlines»: вертолёт снижается, поливальная машина трудится, а этот ярко-оранжевый автомобиль задорно проносится мимо нас – задними колёсами едет, а передними – взлетает.
– Я прибегаю к движению не для того, чтобы отдать дань моде, – объясняет нам смысл использования цифровых технологий в живописи художник Алексей Андреев в своём видеоприветствии. – Дополненная реальность позволяет максимально полно погрузить вас в художественное пространство моих картин.
Позволяет ли? Андреев делал концепт-арты для фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза!» и для сериала «Зона» по мотивам романа братьев Стругацких. Именно такая работа побудила его к освоению техники digital painting.
Так что зрителям, не знакомым, к примеру, с «Пикником на обочине», гаджеты не помогут. Нарастающая тревога произведений по мотивам антиутопий просто не будет адекватно считана.
На одной из работ концепт-художника – женщина под зонтом в размытом свете фонарей. Перед ней движутся автомобили, и она застыла у проезжей части. Вот и хорошо, иначе по мокрому асфальту она двинется прямо на нас вместе со своим огромным белым пауком на поводке.