2026 год объявлен в Республике Башкортостан Годом большой и дружной семьи. Именно с такой – большой, счастливой и очень дружной – мы хотим познакомить наших читателей. Тем более что и повод для знакомства имеется: сегодня старейшему члену семьи Сабитовых, Тазиле Рамазановне, исполняется 95 лет. В канун этой даты мы побывали у Танзили-аби в гостях, чтобы расспросить её о жизни, работе, продолжателях фамилии и, конечно, о том, чем именинница занята сейчас.
Деревенское детство
На долю маленькой Танзили, родившейся в деревне Бишаул-Унгарово Кармаскалинского района, выпало немало тяжёлых испытаний. В родительской семье росли пятеро детей. Когда Танзиле минуло шесть лет, трагически оборвалась жизнь её отца Рамазана Салимова, работавшего председателем колхоза. А через четыре года началась война. Мама Танзили, в одиночку поднимавшая детей, подорвала здоровье и умерла ещё молодой, когда Танзиле было чуть за двадцать. Девушка рано осталась сиротой и потому всегда просила у Всевышнего, чтобы в её собственной семье было как минимум трое детей.
Закончив десятилетку и педагогические курсы, Танзиля несколько лет проработала учительницей математики в родной деревне. Потом в 1956 году по комсомольской путёвке была направлена в Приютово, где трудилась в тресте «Шкаповнефтестрой». Там она познакомилась с Кашфелисламом Сабитовым, который стал её мужем. Вместе им было суждено прожить 56 лет.
Одна из тех, кто строил город
– В Приютово в те годы искали нефть, – рассказывает Танзиля Рамазановна. – А когда выяснилось, что её там нет, нас всех перевели в Стерлитамак, в трест «Стерлитамакстрой», где я работала в СУ-1 отделочницей. Муж трудился плотником в СУ-8. Так что мы с ним строители.
В трудовой книжке Танзили Рамазановны много благодарностей и только одна запись о приёме на работу. Вплоть до выхода на пенсию она тридцать лет трудилась в родном строительном управлении – штукатуром, маляром, плиточницей, пять лет была бригадиром отделочников. Строила Дворец культуры химиков, ДК завода СК, химические предприятия, жилые дома. За победу в соцсоревновании в 1984 году была награждена туристической поездкой за границу, в ГДР.
– Без крыши над головой мы никогда не оставались. Сначала с мужем и старшей дочкой Гульнур жили в доме по Волочаевской, в квартире на три хозяина, – говорит Танзиля-аби. – А в 1979 году, когда в семье уже было трое детей, мне дали четырёхкомнатную квартиру в доме по Николаева, который строила наша бригада.
В этой квартире Танзиля Рамазановна живёт и сегодня вместе со средним сыном Радиком. Он после многих лет работы сварщиком в Норильске вернулся в Башкирию, долго ухаживал за больным отцом, который скончался семь лет назад, а сейчас присматривает за мамой.
У неё внутри – вечный двигатель
– Мама у нас человек очень активный, энергичный, не любит сидеть на месте, – улыбается Радик. – Не успеешь оглянуться, а она уже то к родственнице на другой конец города уехала в нарды поиграть, то в палисаднике под окном цветы сажает, то землю для клумбы идёт в ЖЭУ выбивать. Главное, что она двигается, сама ухаживает за собой. Обожает печь пироги, хлеб, жарит рыбу, которую я ловлю. Это счастье, что она с нами.
А ещё Танзиля Рамазановна любит читать газеты, журналы, духовные книги на арабском языке (став пенсионеркой, она посещала занятия в медресе, где выучила арабский), рукодельничает. Хаир, полученный ею за чтение Корана, передала на нужды мечети в родной деревне.
Одним из увлечений последних лет для Танзили-аби стала алмазная мозаика. В молодости она отлично вышивала крестиком, а сейчас создаёт из мозаики красочные картины, которые с удовольствием дарит родным и близким.
– А как же зрение, не подводит? – спрашиваю у 95-летней Танзили Рамазановны.
– Мне дети в 2010 году хрусталики поменяли, вижу лучше, чем они, – улыбается бабушка.
– Мы её в шутку называем «наш терминатор», – говорит дочь Гульнур. – Она у нас тихо ходить не умеет. Этой осенью с мальчишками во дворе в футбол пыталась играть.
Помогают СВО всей семьёй
Об уникальной бабушке Танзиле нам поведал её зять Радик Мустакимов. Он вместе с женой Гульнур с первых месяцев специальной военной операции помогают бойцам СВО – шьют для них одежду: толстовки, маскировочные халаты, плащ-палатки, футболки, термобельё и многое другое.
Наша газета уже писала о супружеской паре Мустакимовых, превративших часть своего загородного дома в настоящую мастерскую по пошиву одежды для нужд участников СВО. За время проведения специальной военной операции к Радику и Гульнур присоединились ещё четыре женщины, которые кроят и шьют изделия для бойцов. А потом готовые вещи отправляют с гуманитарными конвоями в зону СВО.
– Мы сшили уже более восьми тысяч изделий, – говорят супруги Мустакимовы. – И, продолжая эту работу, чувствуем, что есть и наш семейный вклад в будущую общую победу.
Так вот, Танзиля-аби и здесь не смогла остаться в стороне: из обрезков ткани она сплела несколько ковриков, которые бойцы используют в блиндажах. А ещё она вяжет тёплые носки для наших ребят, выполняющих свой долг на передовой.
Продолжение рода
Сабитовы – дружная семья. Здесь все тесно общаются друг с другом, помогают один другому. Сестра и братья интересуются прошлым своего рода, даже в архив для этого обращались. Сын Радик, кроме рыбалки, увлекается всемирной историей, любит спорт. Младший сын Риф (Танзиля Рамазановна родила его в 43 года) тоже сварщик по профессии, много лет работал по вахтам, недавно стал пенсионером, построил дом за городом, осваивает приусадебный участок. Часто он приезжает к маме, чтобы поиграть с ней в её любимые нарды.
– Я богатая, – смеётся Танзиля-аби. – У меня трое детей – столько, сколько я просила у Аллаха. Дети все хорошие, самостоятельные. Есть четверо внуков: Артур, Альберт, Эльмира и Руслан. И ещё шестеро правнуков: Рамазан, Амалия, Дамир, Арслан, Ралина и Ролан. Двое живут в Казани, двое в Уфе, двое в Стерлитамаке.
Танзиля-аби – человек верующий, до последнего времени держала уразу, каждый день начинает с молитвы:
– Молюсь за всех своих ушедших родных – родителей, рано умерших братьев, сестру Райсу, бабушку Сахибямал, которая дожила до 98 лет и всегда обо мне заботилась, прадеда, который был муллой. Прошу благословения для детей, внуков и правнуков. Может, потому и живу долго.
Лучшая на свете!
– Какая она, ваша мама? – спрашиваю детей Танзили Рамазановны, пока она готовит к игре нарды в смежной спальне.
– Энергичная! – не задумываясь произносит Гульнур.
– Оптимистичная, целеустремлённая, упрямая, – добавляет зять Радик. – Никогда не останавливается на полпути. Замечательная тёща!
– Она всегда в добром расположении духа, не ворчит, не спорит, – говорит Риф. – Просто махнёт рукой и сделает по-своему.
– Лучше мамы мне и не надо! – завершает разговор сын Радик.
Пока мы со старшими детьми пьём в зале чай с молоком, Риф заканчивает очередную партию в нарды:
– Мама победила! – громко объявляет он из соседней комнаты.
Она действительно победила, с честью преодолев сперва военное детство, сиротскую юность, потом трудовую молодость и проведённую в заботах зрелость, а теперь достойно проходя через возраст мудрости.
Доброго вам здоровья, Танзиля-аби! И да продлит Аллах ваши дни!
Марина ВОРОНОВА
ФОТО СЕРГЕЯ КРАМСКОВА