Все новости
События и факты
9 Февраля 2020, 15:17

В Стерлитамаке прошёл актив предприятий промышленности, транспорта и связи

состоялся актив предприятий промышленности, транспорта и связи, на котором были подведены итоги отрасли

Первые месяцы нового года – время традиционного обобщения результатов ушедшего года и обсуждения направлений развития. Недавно состоялся актив предприятий промышленности, транспорта и связи, на котором были подведены итоги отрасли. На втором этаже Городского дворца культуры развернулась выставка, где можно было ознакомиться с продукцией и услугами промышленников Стерлитамака. В работе актива участвовали руководители администрации и предприятий города, а также гости – заместитель министра промышленности и энергетики РБ Урал Насибуллин, глава республиканского Фонда развития промышленности Анвер Каримов, депутат Госсобрания – Курултая РБ Халил Рахимов.
На выставке промышленников
ОТ СТАБИЛЬНОСТИ – ДО УПАДКА
По информации Урала Насибуллина, промышленные предприятия республики в минувшем году отгрузили потребителям собственной продукции на сумму 1 трлн 782 млрд рублей. Индекс промышленного производства составил 104,2 процента. По мнению спикера, Стерлитамак остаётся одним из ведущих индустриальных центров Башкирии. Кроме того, Насибуллин пригласил директоров предприятий на республиканский «Промышленный час». Он создан для оперативного реагирования на возникшие проблемы с быстрой обратной связью от госорганов. Запланировано, что «Промчас» будут проводить раз в месяц. Как и «Инвестчас», «Промчас» ведёт Глава РБ Радий Хабиров.
Основной доклад по состоянию дел в промышленности Стерлитамака представил первый заместитель главы администрации Юрий Тротт. В 2019-м городские предприятия отгрузили заказчикам товаров и выполнили услуг на 108 млрд рублей. Это на 1,6 млрд рублей больше, чем в 2018 году. Флагман промышленности – химические и нефтехимические предприятия, чей объём отгруженной продукции составил 73 млрд рублей.
Башкирская содовая компания наращивает производство кальцинированной, пищевой и каустической соды, кабельного пластика. Стабильна деятельность филиала «ХайдельбергЦемент Рус» и завода «Авангард». На два процента снизился индекс промышленного производства на «Синтез-Каучуке» и на 29 процентов упали объёмы отгруженной продукции на СНХЗ. При этом нефтехимический завод активно работает на экспорт, отправляя за границу 41,6 процента от всех реализованных товаров. На обоих предприятиях, входящих в группу компаний «ТАУ», снижение объёмов выручки связано с сокращением нерентабельных продаж.
Для предприятий машиностроительной отрасли 2019 год завершился по-разному. Если в НПО «Станкостроение» динамика продаж резко снизилась, и их объём составил всего 154,7 млн рублей (против 735,3 млн рублей в 2018 г.), то АО «Вагоноремонтный завод» более чем вдвое нарастило мощности, отгрузив продукции на 5,8 млрд рублей. Кризис производства станкостроителей произошёл из-за недостатка оборотных средств.
АО «Красный пролетарий» продолжает выпускать продукцию, востребованную нефтяниками. Предприятие регулярно разрабатывает новые виды техники, осваивает импортозамещение. Перспективным выглядит проект создания участка для изготовления нефтяных насосов и передвижной насосной установки. Есть и другие инвестпроекты.
Используя ресурсные мощности заводских площадок, работают четыре технопарка. На территории бывшего машзавода расположились индустриальный парк «Велес» и концерн «Инмаш», сотрудничающий с автозаводами, металлургическими комбинатами, оборонной промышленностью. На свободных площадях ФКП «Авангард» размещены малые и средние индустриальные предприятия. Всего в технопарках трудятся более 1400 человек.
ОПЛАТА ТРУДА, ТРАВМАТИЗМ, ЭКОЛОГИЯ
Как правило, производственные успехи остаются для рабочего класса мало значащими цифрами, если не влекут за собой повышения заработной платы. По уровню зарплат предприятия Стерлитамака пока не могут соперничать ни с нефтепромышленными гигантами соседнего Салавата, ни с вахтами Севера.
За прошедший год средняя зарплата на СНХЗ поднялась до 30,2 тыс. руб., на «СинтезКаучуке» – до 30,5 тыс. рублей. На двух заводах зарплата возросла за год на одну тысячу рублей. На 1,8 тыс. руб. увеличилась средняя зарплата сотрудников БСК и составила 42,96 тысячи. Самые внушительные суммы – у «Хайдельбергцемент Рус», где зарплату повысили на 4,2 тыс. рублей. Производители «строительного хлеба» зарабатывают в среднем по 55,7 тыс. руб. в месяц.
Среди машиностроителей со знаком «минус» отличился «Красный пролетарий»: с вполне симпатичных показателей в 44,8 тыс. руб. ежемесячная зарплата опустилась до 39,8 тысячи. В НПО «Станкостроение» оплата труда по итогам 2019 года составила 32,4 тыс. рублей. Скромную прибавку в 400 рублей можно объяснить глубоким понижением объёмов производства. На целых 4,6 тыс. рублей выросла средняя зарплата в АО «ВРЗ» – 34,2 тыс. рублей.
Статистика травматизма на предприятиях ещё раз доказывает внешнюю обманчивость некоторых показателей. Казалось бы, по сравнению с 2018-м за прошлый год количество несчастных случаев снизилось на 3 факта (с 11 до 8). Тяжёлых несчастных случаев произошло 4 (в 2018 г. – 8!). При этом погибли четыре человека (в 2018 г. – три). То есть каждый второй случай производственного травматизма был смертелен. Юрий Тротт призвал усилить контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, организацией ремонта, работами повышенной опасности. Когда человек не возвращается после смены домой живым и здоровым – это всегда трагедия.
Город большой химии по определению должен заботиться об экологии. В прошлом остались глобальные проблемы, когда в Стерлитамаке буквально нечем было дышать. Однако и сегодня жители порой сетуют на загазованность атмосферы. В прошлом году на природоохранные мероприятия было потрачено 434 млн рублей, из которых почти 300 млн вложили БСК, СНХЗ и «Синтез-Каучук».
На этот год в планах мероприятий по улучшению экологической обстановки – модернизация электрофильтров печи № 5 в цехе «ХайдельбергЦемент Рус». Также предусмотрена ликвидация свалки в промышленной зоне Стерлитамака по программе «Чистая страна». Сейчас идёт работа над проектом рекультивации участка. Строительство комплекса по переработке вторичных ресурсов включено в список приоритетных инвестпроектов Башкирии.
ДОРОЖНЫЕ ЗАБОТЫ
– Ещё один важный вопрос касается ремонта Бельского моста, – заметил Юрий Тротт. – Он является одной из основных транспортных артерий между Стерлитамаком и муниципалитетами юго-востока республики. Реконструкция будет выполнена в два этапа. Сначала построим новый мост длиной около 390 метров, на две полосы движения. Затем начнём ремонт нынешнего Бельского моста.
В настоящий момент разрабатывается проектно-сметная документация. К непосредственным работам строители намерены приступить в третьем квартале этого года.
Администрация города прилагает усилия для развития проекта по строительству путепровода длиною 2 км над ж/д путями от ул.Олега Кошевого до ул.Бабушкина. Двухполосный путепровод даст возможность значительно сократить транспортные расходы при перевозке заводской продукции и пустить транзитные грузовики в обход центральных улиц Стерлитамака.
В этом году на пересечении улиц Коммунистической, Объездной, Караная Муратова, а также Суханова, Ильича и Стерлибашевского тракта планируется организация кругового движения. Перекрёстки трансформируют в два транспортных кольца. Кроме того, у города появилась программа комплексного развития транспортной инфраструктуры. Её разработал один из проектных институтов, который сформирует для Стерлитамака оптимальную маршрутную сеть.
Значительно улучшить магистрали города удалось благодаря участию в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). В прошлом году отремонтировано 20 км дорог, установлены новые светофорные объекты и пешеходные ограждения. На модернизацию транспортной инфраструктуры потрачено 200 млн рублей. Источники финансирования – федеральный, республиканский и местный бюджеты. Мероприятия в рамках БКАД обязательно продолжатся: реализация нацпроекта завершится в 2024 году.
ЛЮДИ И ТРОЛЛЕЙБУСЫ
Во второй части актива председатель республиканского Фонда развития промышленности Анвер Каримов сообщил о задачах и действующих программах своей организации. Фонд на льготных условиях предоставляет инвестиционные займы предприятиям РБ. Технический директор АО «Вагоноремонтный завод» Сергей Яровой и руководитель ООО «Концерн «Инмаш» Дмитрий Орешин рассказали о положении и развитии своих компаний.
Самочувствие МУП «СТУ» волнует многих стерлитамакцев, выбирающих общественный транспорт. Троллейбусы были и остаются одними из основных перевозчиков. Правда, стоит признать, что в последние годы их роль значительно снизилась. Ещё в начале двухтысячных троллейбусы перевозили более 80 процентов пассажиров города, теперь эта доля колеблется на уровне 26-29 процентов. Ворвавшиеся на рынок пассажирских перевозок маршрутки тогда не удовлетворяли требованиям удобства и безопасности. Но своим количеством и дублированием самых «лакомых» в денежном отношении маршрутов они сумели потеснить троллейбусников.
Сегодня в республике идёт борьба с недобросовестными перевозчиками. Совместно с ГИБДД проходят рейды: нарушителей снимают с линии, штрафуют, накладывается арест на транспортное средство. Одним из показателей законной работы стал приём к оплате карты «Алга». При внедрении карты в августе прошлого года ею можно было расплачиваться лишь в автобусах «Башавтотранса» и троллейбусах. Но сейчас «Алгу» принимает большинство муниципальных перевозчиков.
Троллейбусники ждут обновления подвижного состава, изношенность которого очень значительна. Есть надежда, что в этом году парк СТУ сможет пополниться. Сегодня на линию выходят 70 троллейбусов в будние дни и 61 – в выходные. За 2019 год они перевезли 14,7 млн пассажиров. Предприятию также принадлежат 34 автобуса малой вместимости, которые перевезли за год 4,8 млн человек. Автобусы обслуживают три муниципальных и один межмуниципальный маршруты.
Руководитель МУП «СТУ» Леонид Конев рассказал о работе предприятия. Например, себестоимость перевозки одного пассажира троллейбуса – 28,1 рубля (год назад – 23,7 рубля). А билет для обычного пассажира стоит 17 рублей. Троллейбусы всегда были социальным транспортом, поэтому более 60 процентов пассажиров – это льготники: пенсионеры, студенты, дети-сироты, школьники. Себестоимость перевозки выросла за счёт повышения цен на электроэнергию, запчасти, увеличение налоговых отчислений и т.д.
– Если мы решим проблему с недобросовестными перевозчиками, у нас останутся два крупных игрока на рынке пассажирских перевозок – СТУ и «Башавтотранс». А помогать им будут частные компании. Так общими усилиями мы справимся с поставленной задачей. Но для этого надо чётко выполнять правила: соблюдать графики движения, содержать транспорт в чистоте и исправности, – резюмировал глава администрации Стерлитамака Владимир Куликов.
По традиции актив завершился награждением – почётные дипломы вручили предприятиям, которые отличились в производстве, охране труда, социальной политике.
ФОТО СЕРГЕЯ КРАМСКОВА
Читайте нас: