Все новости
Встреча для вас
1 Февраля , 09:24

Век бабушки Фазгии

О долголетии, основанном на труде

Век бабушки Фазгии
Век бабушки Фазгии

Продолжительность человеческой жизни – одна из тех загадок, разгадать которые нам пока не под силу. Многие убеждены, что возраст каждого из нас исчислен где-то на небесах и человек проживёт ровно столько, сколько ему на роду написано.

15 января жительница Стерлитамака Фазгия Зиятдиновна Калимуллина отметила своё столетие. Я побывала у нашей юбилярши в гостях и попробовала понять, в чём секрет её долголетия.

РОДОМ ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Фазгия появилась на свет в январе 1926 года в деревне Инзелга Гафурийского района. Семья была большая – восемь детей.

– Сейчас, дочка, я тебе всех назову, – говорит Фазгия Зиятдиновна, загибая пальцы. – Гайса, Фазгия, Фарида, Рахиля, Разия, Фанир, Ракия, Венера. Из всех братьев и сестёр сейчас только я одна живая осталась.

Война много бед натворила. И наш дом не обошла стороной. Старший мой брат Гайса погиб на фронте, ему только 18 лет было. И наш отец, воевавший на Ленинградском фронте, тоже сложил голову в январе 1942 года.

Учиться мне не пришлось, закончила только четыре класса. Работать начала в подростковом возрасте: обслуживала узкоколейку, по которой перевозили песок для стекольного завода в Красноусольском.

А потом, как старшая из оставшихся семерых детей, в неполных пятнадцать лет уехала из родной деревни в Стерлитамак. Взяли меня разнорабочей в «Техснаб», где я проработала грузчицей 18 лет. Сначала жила в общежитии. Когда появились сыновья, дали мне комнату в бараке.

ИСПЫТАНИЯ

В 1949 году она встретила Галикарама Шарифулловича Мазитова, свою судьбу. Стали жить вместе; о том, чтобы узаконить свои отношения в загсе, сначала не говорили. Когда в 1951 году родился их первенец Галий, собирались пожениться, но руки всё как-то не доходили. Работали, строили нехитрый быт, каждый выходной Фазгия ездила в деревню помогать матери по хозяйству. В 1953 году на свет появилась дочка Мавлюда. Радость Фазгии была недолгой: в девять месяцев девочка заболела и умерла. В 1955-м в семье родился второй сын Винер. А через год Фазгия, так и не успев стать женой Галикарама Мазитова, овдовела: мотоцикл, на котором её суженый возвращался с работы, попал в ДТП, оказавшееся для Галикарама смертельным.

СЫНОВЬЯ, ВНУКИ, ПРАВНУКИ

С тех пор она жила только детьми и только для детей. Сколько себя помнит, работала от зари до темна, чтобы поднять сыновей. О своей личной жизни забыла. А воспитывать детей ей было некогда. Она трудилась. Сыновей воспитывали её поступки.

– Мама одна тянула нас с братом, – рассказывает младший сын Фазгии Зиятдиновны Винер Галикарамович. – Была очень строгой, нас держала в ежовых рукавицах. Приучала к самостоятельности, чистоте и порядку. Пока она пропадала на работе, мы оставались дома одни. Сами хозяйничали, сами делали уроки. И, как ни странно, не связались ни с одной плохой компанией, не было проблем с милицией и вообще выросли спокойными добропорядочными людьми.

Мама никогда не обращалась в поликлинику, не ходила на больничный, хотя труд у неё был тяжёлый, физический. И долгие годы она вместе с нами ездила в родную деревню помогать родственникам. До недавнего времени и у меня в деревенском доме хозяйничала одна с ранней весны до поздней осени и только на зиму уезжала в город.

Судьбы сыновей бабушки Фазгии сложились по-разному. Старший Галий – в семье его зовут Гришей – служил в Польше, после армии немного поработал в Москве, а потом уехал в Ригу, много лет ходил в загранку на рыболовецких судах. В Риге он женился, с супругой Валентиной они всерьёз подумывают о том, чтобы вернуться в Россию. Гриша приезжал на столетний юбилей матери, чем сильно её порадовал.

Винер остался в Стерлитамаке. У него два взрослых сына – Альберт и Роберт.

– У Альберта две дочери – Виолетта и Руфина, все они живут в Казани, – говорит Винер Галикарамович. – На юбилей бабушки приезжали всей семьёй. У Роберта трое детей – Рафаэль, Малик и Регина. Роберт с семьёй живёт в Стерлитамаке, работает по вахтам.

Сам Винер ухаживает за столетней матерью. Готовит, убирает, следит за её здоровьем. Иногда помогают родственницы.

– У нас родных много было, – продолжает он свой рассказ. – В детстве, помню, я насчитал у себя 24 двоюродных брата и сестры. Конечно, время внесло в эту цифру свои коррективы: кто-то уехал, кого уже нет.

СЕКРЕТ ЕЁ ДОЛГОЛЕТИЯ

– Почему я так долго живу? – Фазгия Зиятдиновна смотрит на меня с тихой улыбкой. – Сама не знаю. Моя мама Шамсиниса умерла в 92 года. Я уже давно её пережила. Наверное, Аллаху так угодно. Смотрю телевизор, интересуюсь политикой. Каждый день молюсь за детей, внуков, правнуков, за ушедших родных. Без молитвы никак нельзя человеку.

А ещё она убеждена, что жить долго без движения и труда невозможно.

– Мама поседела в 70 лет, – говорит Винер Галикарамович. – До этого у неё не было ни одного седого волоса. И память у неё всегда была хорошая, только с прошлого года начались некоторые проблемы.

Я не раз замечала, что от пожилых людей, достойно прошедших через тяжёлые жизненные испытания, исходит какой-то внутренний свет. Есть этот свет и в моей столетней собеседнице – простой скромной труженице и матери с непростой женской судьбой. Пусть он как можно дольше продолжает светить всем, кого она любит и за кого молит Всевышнего.

Марина ВОРОНОВА

ФОТО АВТОРА

Автор: Марина Воронова
Читайте нас