Все новости
История
21 Апреля 2023, 10:30

Найдено место гибели героической девушки-добровольца, которая ушла на фронт ВОВ из Стерлитамака

«В списках не значится».

Найдено место гибели  героической девушки-добровольца, которая ушла на фронт ВОВ из Стерлитамака
Найдено место гибели героической девушки-добровольца, которая ушла на фронт ВОВ из Стерлитамака

Благодаря стерлитамакским поисковикам из отряда «Чёрный генерал» (командир Артур Резяпов), которые освоили технологию совмещения снимков немецкой аэрофотосъёмки периода Второй Мировой войны на современные карты, поисковики из отряда «Память Мияки» из Киргиз-Мияков (командир Вильсур Нафиков) сумели идентифицировать и найти точное место гибели девушки, уроженки Миякинского района, принявшей неравный бой с немецкими автоматчиками на безымянной высоте в Калмыкии. Звали её Зайтуна Альбаева.


Она родилась в 1922 году. В 1938 году Альбаевы переехали из Киргиз-Мияков в деревню Асиялан Макаровского (ныне Ишимбайского) района, куда главу семейства назначили директором совхоза. Зайтуна мечтала о сцене. Эта мечта привела её после семилетки на актёрское отделение Уфимского училища искусств. Но война смешала планы. Отца призвали на фронт, девушка вернулась в совхоз, соврав матери, что училище закрыли. Проработав лето, посовещавшись с матерью, съездила к отцу под Оренбург, где дислоцировалась часть, в которую он был призван.
Той же осенью Зайтуна отправилась в Стерлитамак поступать на ускоренные медицинские курсы. Но, не окончив их, в мае 1942 года добровольцем ушла на фронт. Увы, весеннее половодье на Белой перекрыло дорогу в город. Так что матери не суждено было проститься с дочерью. На фронт девушку проводили родственники, у которых она тогда квартировала.
Для её отца Рахматуллы Альбаева это была третья война. Судьба его убережёт и в этот раз. Но увидеть дочь ему уже будет не суждено. После войны на все свои запросы он будет получать отписки: «В списках не значится». Но однажды на письмо, отправленное в июне 1971 года в село Садовое по фронтовому адресу девушки (от неё успело прийти несколько писем), пришёл ответ от директора школы. В нём сообщалось, что девушка была похоронена в селе.

Что о её подвиге там помнят, «но никто не помнит точно её фамилии». 8 мая 1942 года эшелон из 3 тысяч девушек-добровольцев прибыл на Сталинградский фронт. В Элисте они прошли ускоренный курс опознавания на слух гула наших и вражеских самолётов. Зайтуну распределили в 44-й батальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). 11 июля немцы взяли Элисту. Батальон ВНОС вместе со штабом отступил в Астрахань, оставив на заклание 2-ю и 4-ю роты с их 36 наблюдательными постами, раскиданными на 300-400 километров. На вооружении этих 36 женских постов были бинокли, полевые телефоны, 2 катушки кабеля и винтовки с 30 патронами на каждую. У девчат даже не было гранат: пост не был рассчитан на ведение боя. Что не мешало отцам-командирам регулярно проверять их из Сталинграда на бдительность несения службы по телефону.


9 августа 1942 года З.Альбаева заступила на боевое дежурство на холме Песчанка возле села Садового Сарпинского района Калмыцкой АССР. В тот же день появились немецкие разведчики на мотоциклах. С высоты, на которой дежурила связистка Зайтуна Альбаева, раздались выстрелы. 20-летняя девушка, променявшая актёрские подмостки на фронтовые будни, с одной винтовкой и тридцатью патронами вступила в бой с двумя десятками вражеских солдат. Потом поисковики найдут на её позиции 30 стреляных гильз.
Девушки с соседних постов слышали, как она доложила в роту о приближении немецких мотоциклистов, о пролетавшем фашистском самолёте. После чего послышалось: «Открываю огонь», затем загрохотали выстрелы и автоматные очереди. Ей удалось ранить одного немца. Но другой сумел взобраться на крышу врытой в землю кибитки, откуда вёлся огонь. И через круглое оконце в куполе автоматной очередью расстрелял Зайтуну. Потом подруги услышали в эфире: «Прощайте, девочки, умираю за Родину!». Это были её последние слова. Лишь ближе к вечеру в сгустившихся сумерках две женщины и несколько подростков из местных смогли предать её тело земле, в нескольких метрах от позиции.


Тем временем в части её, как без вести пропавшую, просто вычеркнули из списков. И всё же на Родину, в Башкирию, в обход командования, ушло письмо от подруги Зайтуны, которая училась вместе с ней, жила в одной комнате. Звали её Лида Стахеева. Она и сообщила о том, что их дочь погибла 9 августа 1942 года в 11 часов 8 минут на боевом посту.
О погибшей на окраине села девушке в Садовом к началу 1970-х помнили уже смутно. Ведь и раньше-то толком не знали ни её фамилии, ни номера части. Затерялось и само захоронение. Но пионерам школы № 2 во главе с директором В.Колгановой и учительницей М.Грициенко удалось разыскать бывшего шофёра части, в которой служила Зайтуна Альбаева – кузнеца из Элисты Илью Семёновича Погорелова. Он, как и родственники героини, писал запросы в архив, обивал пороги военкоматов. Но всюду получал всё те же отписки: «В списках не значится».


Всё же ему удалось собрать свидетельства людей о подвиге девушки. В апреле 1975 года в Садовом открыли мемориал воинам, павшим при освобождении села. Состоялась торжественная церемония перенесения праха девушки в братскую могилу. Но это была символическая акция. Самих останков не нашли. По сути, перенесли лишь землю с бугра, где она приняла свой первый и последний бой с врагом. Но теперь на мемориале было высечено имя и нашей землячки, уроженки Киргиз-Мияков Зайтуны Альбаевой.
А в феврале 1983 года улица Южная была переименована в улицу Альбаевой. Кстати, увековечить её память оказалось делом непрос­тым. И виной тому стали… наши партийные чиновники. Стерлитамакский горком партии на запрос о переименовании улицы ответил всё той же стандартной отпиской. Мол, в списках горвоенкомата она не числится. Подобное тогда было не редкостью. Так, советские чиновники разных мастей не хотели признавать подвиг генерала Шаймуратова на том основании, что не знают деталей его гибели. И даже пытались чуть ли не вписать его в предатели.


Свой вклад в сохранение исторический памяти внесли множество людей. Это племянница Зайтуны Альбаевой – Зайтуна Биктимировна Ареткулова, которая к тому времени жила в Германии. Вместе с родственницей Лилией Сая­ховой им удалось собрать богатый материал о ней и выпустить книгу на японском языке о подвиге своей тёти. Книга вышла в свет в Японии и собрала положительные отзывы читателей. Это и местное казачество во главе с атаманом Сарпинского казачьего округа Евгением Перфильевым. А вскоре к ним подключились поисковики из отряда «Память Мияки» во главе с командиром Вильсуром Нафиковым.


…5 августа 1942 года немецкий самолёт-разведчик сделал аэрофотосъёмку местности, где была позиция нашей разведчицы. Спустя 4 дня, 9 августа 1942 года, она примет тот самый неравный бой. После войны снимки немецкой аэрофотосъёмки были вывезены из Германии в США, где хранились в одном из архивов. Поисковикам из стерлитамакского отряда «Чёрный генерал» удалось найти их в сети. Снимки наложили на современные карты местности, благодаря чему позицию девушки удалось обнаружить с филигранной точностью. К месту боя в калмыцкое село Садовое выехал отряд поисковиков из Киргиз-Мияков. 29 марта они нашли наблюдательный пункт, в котором Зайтуна Альбаева приняла бой с 20 немецкими разведчиками, а в нескольких метрах обнаружили её захоронение. По просьбе родственников Зайтуны Альбаевой, она была захоронена в том же месте, на этот раз торжественно, с почестями.

Фаяз Юмагузин.

Фото предоставлено поисковым отрядом «Память Мияки».

Вернулась на Родину

Комментарии поисковиков 

Прежде всего, хотелось бы выразить слова благодарности командиру отряда «Память Мияки» Вильсуру Нафикову и его дружной команде за проделанную работу, которую трудно оценить. Ещё в середине 2021 года Вильсур Маратович поделился со мной историей героического подвига нашей землячки, погибшей в Калмыцких степях летом 1942 года. Услышав эту историю, я также загорелся идеей во что бы то ни стало установить точное место гибели Зайтуны Альбаевой.  

Обсудив проблему, мы решили попробовать поискать через архивные аэрофотосъёмки немецкой авиации времен Великой Отечественной войны. Вермахт повсеместно производил аэрофотосъёмку мест сражений и в целом интересующей его территории Советского Союза. В архиве нашего поискового отряда имеется даже аэрофотосъёмка Уфы, сделанная немцами в 1941 году. 
Я обратился к своим знакомым, которые мне уже не раз передавали такие снимки из архивов США (американцы после войны вывезли все секретные и иные документы фашистской Германии). И примерно через полгода пришёл ответ: снимок есть, детализация хорошая. И что самое интересное, он был сделан буквально за несколько дней до героический гибели Зайтуны Альбаевой. Дальше была кропотливая работа с Вильсуром Маратовичем по наложению старого снимка на современную карту. И примерно через шесть часов мы ахнули: есть наложение! Снимок точно лёг на карту. Некоторые улицы села Садового с течением времени даже не поменялись. Дальше Вильсур Маратович определил направление поиска, так как к тому моменту он уже неоднократно бывал в Садовом, общался с местными жителями, общественниками и администрацией. И действительно, наведя мышку компьютера на указанный участок, мы увидели чёткие очертания кибитки и небольшого окопа. 
Весной этого года отрядом «Память Мияки» была проделана огромная поисковая работа на месте событий. И вот спустя пару дней прозвучал долгожданный звонок от Вильсура Маратовича. 
Вот так идея командира поискового отряда «Память Мияки» Вильсура Нафикова и его команды, спустя более 80 лет со дня герои­ческой гибели Зайтуны Альбаевой, вернула нам память о нашей землячке. Зайтуна вернулась на Родину… 
Также хотелось бы выразить слова благодарности жителям села Садового, которые с далёкого 1943 года сквозь годы пронесли память о нашей землячке и оберегали её как свою. 
Артур Резяпов, командир отряда поисковиков «Чёрный генерал».

В своё время именно школьные учителя, краеведы, неравнодушные люди, такие как писатель Сергей Смирнов, путевой обходчик Николай Орлов первыми, порой стихийно, начинали поисковые работы. В советское время был снят неплохой фильм «Зимородок», о школьниках, увековечивших память человека, который совершил подвиг, но в силу своей скромности не считал нужным об этом говорить. Отрадно, что в постсоветский период эта работа не только не была предана забвению, но и получила новый импульс, уже на более широком общественном уровне. 

Мы, поисковики отряда «Обелиск», в 2013 году, впервые выехав в Себеж, по следам 170-й стерлитамакской стрелковой дивизии, тоже столкнулись с такой ситуацией, когда оказалось, что подвиг солдат и командиров этой дивизии оставался неизвестным. Только одна из местных жительниц города ухаживала за могилой неизвестного солдата.
Отряду «Память Мияки» тоже хочется сказать несколько слов благодарности. Они каждый год выезжали на места боёв своих земляков в Липецкую, Псковскую и другие области России. Вели не только поисковую, но и патриотическую работу на местах. 
И вот справедливость восторжествовала. Именно это хочется сказать по поводу истории нашей юной землячки, героически погибшей в 1942 году. И то, что её останки преданы земле с почестями, в соответствии с воинскими ритуалами, тоже очень важно. 
А школьникам села Садового хочется сказать огромное человеческое спасибо. Они по сути своей тоже являются поисковиками, которые хотели добраться до правды. 


Рафиль Загыртдинов, заведующий музеем Казанского государственного энергетического университета, руководитель патриотического клуба «Я горжусь» КГЭУ, 
командир ПО «Обелиск».

Найдено место гибели  героической девушки-добровольца, которая ушла на фронт ВОВ из Стерлитамака
Найдено место гибели героической девушки-добровольца, которая ушла на фронт ВОВ из Стерлитамака
Читайте нас: