В 2016 году в Уфе при сносе дома дореволюционной постройки по улице Свердлова, 88 в чулане была обнаружена чудом уцелевшая коробка с негативами конца 1940-х – начала 1960-х годов. Снимки были сделаны фотографом-любителем, уроженцем Стерлитамака Маратом Исламгуловым.
Марат с детства был разносторонним. Увлёкся авиамоделизмом и даже занял второе место на соревнованиях в Уфе. Любил спорт: коньки, лыжи, соорудил во дворе турник, сделал штангу, навесив камней на железный шест, чтобы тренироваться с друзьями, играл в шахматы. В 14 лет Марат увлёкся фотографией. А ещё он освоил аккордеон и стал душой компаний, где требовалось музыкальное сопровождение.
«Я начал снимать в 1944 году, – вспоминал он. – Папа купил мне немецкий узкоплёночный фотоаппарат. Плёнки я вместе с младшим братом Рифом проявлял в подполе своего дома. С фотоаппаратом я не расставался сутками. Он всегда висел у меня на шее. По книгам научился фотографировать, даже выписывал журнал «Советский фотограф».
В 1948 году Марат поступает в Уфимский лесной техникум. Но из-за маленькой стипендии (а ведь ещё надо было снимать жильё, покупать продукты и помогать овдовевшей матери с младшим братом) после 1-го курса перевёлся в нефтяной техникум Ишимбая. Главным аргументом в пользу такого выбора стала стипендия, которая была в 4 раза больше, а плата за проживание в общежитии − невысокой.
По окончании техникума устроился помощником бурового мастера в тресте «Туймазабурнефть» в г.Октябрьском, затем – инженером-нефтяником в техническом отделе. Там же окончил нефтяной институт по специальности «Горный инженер». Участвовал в разработке ключевых нефтяных месторождений БАССР, внедрял рационализаторские предложения. В тресте Исламгулову выделили целый кабинет для фотолаборатории с современным оборудованием, где он делал снимки для стенгазет, освещал работу нефтяников, а также обучал фотоделу сотрудников. Подрабатывал фотографом, что по тем временам сулило неплохой дополнительный доход. Постепенно пересел с велосипеда на двухколёсный мотоцикл, а затем − на мотоцикл с коляской. В 1968 году переехал в Уфу, где работал в управлении буровых работ начальником диспетчерского управления.
После себя Марат Гидиятович оставил богатое творческое наследие: снимки, сделанные в Башкортостане, Казани, Крыму, Москве и Московской области, Ульяновске, Новом Афоне, Ташкенте, Ленинабаде...
«Его талант остался нераскрытым. Большинство снимков до нас дошли лишь в негативах, так как дедушка многие из отпечатанных фотографий раздарил друзьям, родственникам, знакомым, многое печатал на заказ, – рассказывает его внучка Диана Хузина. – Я отсканировала снимки и, словно в машине времени, погрузилась в прошлое. Увидела людей, которым сейчас в лучшем случае больше 90 лет (а большинства из них вовсе нет). Снимки запечатлели эмоции на их лицах, что не совсем типично для семейных архивов 1940–60-х годов. Ведь тогда преобладали постановочные студийные фото. Увидела красоту пейзажей и населённых пунктов республики и всего СССР семидесятилетней давности.
Были там даже цветные негативы.
Из-за сложной технологии в 1950-е дедушке удалось отпечатать лишь небольшую их часть. Бережно завёрнутые в газету и подписанные бабушкой: «Лучшие снимки, беречь» – весь этот слепок эпохи стал каркасом для множества историй выставки «Верёвочный мостик», которая открылась в Zaman museum».
«Верёвочный мостик» – это итог двух лет кропотливой работы Дианы по восстановлению снимков. Выставка стала возможной благодаря гранту «Замандаш» в рамках программы Zaman museum. Его авторы получили финансовую поддержку и возможность организовать выставочный проект (при участии команды музея). Здесь представлены работы Марата Исламгулова, восстановленные дизайнером-архивистом Дианой Хузиной, дневниковые записи супруги Марата Гидиятовича Лины Гарифуллиной и её фотопортреты. Также выставлены восемь работ современной художницы Сании Саженской. Они – в смешанной технике, в том числе – инсталляция и видео. В своём творчестве она исследует миграцию, тюркскую и мусульманскую идентичность и семейные связи.
Фаяз ЮМАГУЗИН,
по материалам, предоставленным Дианой Хузиной.