6 лет назад, в ноябре 1998 года, трагически оборвалась жизнь замечательного человека, прекрасного архитектора и руководителя, художника, члена Союза архитекторов РБ, автора нескольких проектов и градостроительных решений, реализованных в Стерлитамаке и других городах России, – Владимира Павловича Максимова.
СВЕТ РОДНОГО ДОМА
Владимир родился в Казахстане, в городе Гурьеве. Рос в большой дружной семье, в душевной атмосфере с богатой гаммой сильных и тонких чувств. Родители от всего сердца любили детей, и они отвечали тем же матери и отцу. Отлично учились.
Глава семейства – Павел Михайлович, который прошёл две войны, работал геофизиком-нефтяником. Его примеру последовали старшие дочери Людмила и Татьяна. Средняя, Ольга, с которой Володя был особенно дружен, стала педагогом.
Володя выбрал профессию архитектора. Уже в ранней юности он был убеждён, что архитектор – это художник, видоизменяющий окружающую действительность. Юный Владимир утверждал: важность работы архитектора заключается в формировании пространства, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, поэтому он несёт огромную ответственность за свои творения. Его работа – не просто проектирование зданий, но и создание культурного наследия, символов эпохи и отражение ценностей и устремлений общества.
Художественной школы в городе не было, и первые уроки живописи мальчик получил от отца.
В юности Володя много рисовал, работал маслом, в технике акварели, лепил из пластилина, глины. И почти всегда с натуры. Это были портреты близких: родителей, сестёр, брата, племянниц, друзей. Нравилось ему изображать городские пейзажи, степные просторы, живописные уголки Кавказа. Часто рисовал натюрморты.
Любимые школьные предметы – рисование, математика, физика, черчение, литература. Его пытливый ум не давал ему покоя: хотелось охватить всё – от законов физики до таинств стихосложения. Приходилось упорно заниматься.
Несмотря на скромный бюджет семьи, где росли шестеро детей, отец выписывал для сына дорогие журналы по архитектуре и математике.
Окончив школу, Владимир поехал в Ленинград поступать в архитектурный вуз, но срезался на экзамене по русскому языку. Но от своей мечты не отказался. И в 1979 году окончил архитектурное отделение Куйбышевского инженерно-строительного института.
КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Молодой, талантливый архитектор был замечен и приглашён на работу Юрием Андреевичем Подрядовым – главным архитектором Стерлитамака. И с 1981 по 1987 год Владимир Павлович Максимов работал заместителем главного архитектора города, а с 1987-го по 1994-й − начальником проектной мастерской института «Башкиргражданпроект», директором ТАФ «Архпроект».
Владимир Павлович был отличным руководителем. Его лидерские качества и энергия проявились ещё в ранней юности. Он по-прежнему был убеждён в том, что архитектура играет ключевую роль в формировании нашего окружения, создавая пространства, которые не только функциональны и эстетичны, но и устойчивы.
В начале 80-х годов прошлого века вместе с Ю.А.Подрядовым они начали работу над памятником Герою Советского Союза Д.С.Нагуманову. Владимир Павлович был соавтором проекта реконструкции Стерлитамакского драматического театра, одним из авторов идеи памятника воинам-интернационалистам и др. Идеи архитектора опережали время. Он считал: технические и социальные перемены XX века глубоко повлияли на весь образ жизни людей. И мало-помалу они создали совершенно новые привычки, стандарты и акценты, которые стали главными факторами в современной картине мира.
Друзья и коллеги Владимира Павловича вспоминают его слова о том, что профессия архитектора требует междисциплинарного подхода и тесного сотрудничества с другими специалистами, включая инженеров, урбанистов, экологов. По его мнению, этот синергетический подход позволяет создавать гармоничные и эффективные решения, учитывающие все аспекты проектирования и строительства.
УФА – ПЕТЕРБУРГ
Из Стерлитамака В.П.Максимов переехал в Уфу. А затем был заместителем директора научно-производственного центра университета технологий и дизайна в Санкт-Петербурге.
В 1997 году окончательно переехал в город на Неве, где полностью окунулся в новые интересные проекты, работая в институте проектирования объектов образования. В то же время архитектор подготовил несколько выгодных контрактов с зарубежными партнёрами.
Но где бы ни работал Владимир Павлович, за что бы ни брался, везде проявлял себя как энергичный лидер, смелый организатор, генератор идей, открытый всему новому и уникальному.
Он остался в памяти родных, друзей, коллег честным и порядочным человеком, верным товарищем, заботливым сыном и отцом.
Фото из семейного архива.