Все новости
История
7 Октября 2025, 11:37

Рассказывает подполковник органов госбезопасности РФ в отставке Марс Абдеев

Мы продолжаем серию публикаций нашего земляка, выпускника школы № 18 города Стерлитамака, подполковника органов госбезопасности РФ в отставке, члена Союза журналистов РФ и РБ Марса Абдеева.

Неожиданная встреча с однокашником Сом Сомычем.

Эта встреча произошла в Ленинграде в мае 1985 года и стала для меня полной неожиданностью. Встретил я там своего однокашника Сом Сомыча, с которым вместе учились в геологоразведочном техникуме. Его так звали за схожесть имени и отчества Семён Семёнович и большие очки от близорукости.
К тому моменту после завершения учёбы прошло уже более четверти века. Я служил в органах государственной безопасности, а о Сом Сомыче давно ничего не слышал. Это была служебная командировка в Управление КГБ СССР в Ленинграде.

Сообщение о том, что в город приезжает эмиссар спецслужбы, было получено от зарубежного источника. Сотрудники начали готовить встречу. В управлении прекрасно знали всех эмиссаров Запада, закреплённых за регионом. За их действиями внимательно следили, о чём они, конечно, догадывались. Мимо глаз местных чекистов не прошёл ни один их контакт, ни один маршрут. Ни пересаживания из одной машины в другую, ни смена такси на автобус или метро – ничего не помогало, хотя они были, как правило, профессионалами высокого класса.


Заранее была создана оперативная группа быстрого реагирования, в которую включили и меня. Прикинули адреса, по которым предположительно собирается побывать иностранец. И вот «гость» прибыл. Встретили его уже в аэропорту и в одно касание прикрепили «жучка». Он был среднего роста, чуть полноватый, в светозащитных очках и яркой синей куртке. За спиной – увесистый рюкзак. Пропустив несколько такси, объект уселся в пустой автобус и двинулся в сторону города. Добравшись до станции метро «Московская», он вошёл внутрь и сел в поезд, следующий к центру города. При этом часто менял маршрут движения. Несколько раз выходил на остановках из вагона и, пересев на встречный поезд, возвращался на прежнюю станцию. А мы следовали за гостем на машине. Скоростных джипов, мобильных телефонов тогда ещё не было. Связь с сопровождением эмиссара поддерживалась по рации.

У нас была «Волга» и «разрешёнка» на передвижение по городу на большой скорости и под знаки. Мы кружили по улицам, повторяя маршрут визитёра и пытаясь понять, куда же он всё-таки направляется. На проспекте Космонавтов «наружка» вдруг доложила: «Мы его потеряли. Сигнал есть, а его самого не видим». «Так ищите!» – прикрикнул полковник, руководитель этой операции. Через пять минут раздалось: «Есть! Мы его нашли!» Оказалось, что курьер зашёл за киоск «Союзпечать» и сбросил свою яркую куртку. А вместе с ней и «изделие», установленное ещё в аэропорту. Нашли его только по рюкзаку. Так за рюкзаком и пошли. А оперативная группа продолжила движение на автомобиле. Наконец мы сошлись в одной точке. Гость добрался до последней многоэтажки на проспекте и зашёл в дом. Номер квартиры и имя хозяина у оперативников не вызывали сомнений. Известный местным чекистам человек давно уже был взят в разработку из-за своих враждебных настроений. В соответствии с планом операции мы вошли в квартиру вместе с сотрудником милиции и попросили всех присутствующих предъявить документы. Я взглянул на нашего гостя и моментально его узнал. Это был Сом Сомыч. Он меня тоже сразу узнал и спросил: «А ты чего? С ними?» А я ему: «Привет. Я на службе». Он попытался ещё что-то сказать, но я промолчал и только отвёл глаза.


А меня эта встреча расстроила. Просто как обухом по голове! Вот уж чего-чего, но такого я от него не ожидал. На вопрос о цели приезда эмиссар сообщил, что его попросили завезти рюкзак с литературой. Там оказалось около полусотни книг, считавшихся антисоветскими и находящихся в нашей стране под запретом. Составив акт об изъятии, курьеру предложили покинуть страну, на что он с готовностью согласился. Получателю было объявлено официальное предостережение. В советское время родственники или близкий человек за границей считались чёрной меткой в личном деле. На совещании по подведению итогов я доложил, что был когда-то в дружеских отношениях с объектом операции. Полковник подтвердил, что они знали об этом. Потому и пригласили. Посмотреть, как отреагирует мой однокашник на моё неожиданное появление. Коллеги рассказали, что Сом Сомыч уже давно жил в США у сына, который работал в Силиконовой долине. Выполнял мелкие поручения спецслужб, подрабатывая таким образом.

Да и поездки в Россию выходили бесплатными. Конечно, мне не раскрыли все карты. Возможно, это была лишь часть плана по привлечению моего однокашника к постоянному сотрудничеству. А на меня нахлынули воспоминания. Мы жили в одном общежитии и в последние годы учёбы даже подружились. Сом Сомыч был таким же книгоманом, как и я. Только я, можно сказать, всеядным, а он читал в основном иностранных авторов. Старательно изучал английский и не упускал возможности потренироваться вживую. Когда однажды в город приехала делегация из Индии, он целыми днями сопровождал её – упражнялся в языке. И очень гордился своими успехами. Одевался он стильно. Мать работала продавцом в универмаге и обеспечивала его дефицитной одеждой. О себе был высокого мнения. Считал, что поскольку у него отец был бухгалтером, то он унаследовал гены математика. Помню, мы встречали у него дома Новый 1961 год. После поздравлений по радио прозвучало сообщение о денежной реформе. Бумажные деньги менялись, а металлические оставались. Но становились дороже в 10 раз. Мой друг вытащил откуда-то большую банку, доверху набитую мелочью. Вывалил её содержимое на стол и стал пересчитывать. Это были медные монеты достоинством в одну, две, пять копеек. Получилась изрядная сумма. Он был просто счастлив. Около года назад я встретил в Уфе сестру Сом Сомыча, которую знал ещё совсем маленькой. Она меня узнала и подошла. Я спросил о Семёне. И услышал в ответ, что он ни с кем из родных не общается. И они о нём ничего не знают. Вот так напряжённо пролетел один день моей службы. Такими были трудовые будни сотрудника КГБ. Теперь времена другие, и, возможно, всё это покажется нелепым и смешным. Но такими мы были, и двигали нами в первую очередь преданность Родине, любовь к стране, в которой мы жили и которой служили.


С приходом к власти Б.Н.Ельцина Россию заполонили различные фонды и другие организации, финансируемые из-за рубежа. И лишь при В.В.Путине их урезонили, заставили открыть своё лицо или навсегда покинуть Россию.

Автор:
Читайте нас