Все новости
Культурная среда
23 Марта 2011, 11:34

Спектакль в подарок

В русском драматическом репетируют комедию Клода Манье «Блэз». Ставит её режиссёр из Нальчика Владимир Теуважуков. Он приехал по приглашению главного режиссёра театра Мусалима Кульбаева.

- Я первый раз в Стерлитамаке, - говорит Владимир, - и просто очарован зимой и городом. Заснеженные уютные улицы. Берёзы в инее. Фиолетовые сумерки… Красота! И встретили меня здесь очень радушно.

- Вы – гость…

- Дело не в этом. Меня встречали как режиссёра. Здесь совсем иначе относятся к искусству, чем у меня на родине. Театр – это серьёзно! Какое к нему внимание: не успеешь подумать – всё сделают!

- Пьесу Клода Манье предложили вы?

- Нет, её выбрали здесь, в театре.

- Скажите несколько слов о содержании.

- Там дело такое. Молодой бедный художник мечтает об известности и славе. Пока же он пользуется известностью только в кругу своих подружек. Денег на раскрутку у него, разумеется, нет. Трудолюбием он тоже не страдает, талант под вопросом, зато амбиций - выше крыши. Юноша пребывает в твёрдом убеждении, что человечество много потеряет, если он пропадёт как художник.

- И он, как Раскольников, разыскивает старуху-процентщицу?

- Ну что вы! В наше время есть много других вариантов.

- Например?

- Выгодно жениться и взять в приданое миллион. Блэз (так зовут главного героя) по совету своей энергичной, с авантюрной жилкой, возлюбленной Женевьевы решил жениться на дочери преуспевающего бизнесмена.

- А как же прежние подружки?

- Блэз запутывается в любовных интригах и уже не знает, кому что врать… Дамы в это время переходят в наступление… Остальное увидите в театре.

- Кто же будет играть этого Дон Жуана с палитрой?

- Ильдар Сахапов.

- Красивый молодой человек, не лишённый обаяния. Зрители запомнили его в спектаклях «Деревья умирают стоя», «Трамвай «Желание», «Правда - хорошо, а счастье лучше».

- Амплуа артиста – герой-любовник. Данные отличные. Но у Ильдара Сахапова, на мой взгляд, есть ещё один несомненный талант – комедийный. У него наблюдается редкая способность увидеть смешное в самой обычной ситуации, изобразить её и заставить смеяться окружающих. Ильдар как никто другой подходит для роли героя Манье.

- А кому достанутся остальные роли?

- Служанку будет играть Анжелика Гришкина. Любовницу Блэза Женевьеву – Светлана Гиниятуллина. В роли папы-бизнесмена - Сергей Сапунов, его жены – Ольга Бовен. Невестой Блэза станет Елизавета Тодорова. Роль страстной мексиканки Пепиты исполнит Аида Кульбаева. Хозяйку дома сыграет Наталия Хисамова.

- Известно, что драматургом Манье стал случайно. Плыл он как-то на теплоходе. Все пассажиры, включая неугомонного Клода, умирали со скуки. Тогда он на ско-рую руку сочинил пьесу «Горшок красок» и поставил её силами путешественников. Скуки как не бывало.

- Сначала Манье был потрясающим актёром. А став драматургом, написал для себя «Блэза». Пьеса как нельзя лучше отражает природу органического театра. И в этом сходство драматургии Манье с Мольером.

- Вы серьёзно изучали творчество Клода Манье?

- Видите ли, мне, как режиссёру, хорошо бы не владеть лишней информацией.

- Почему?

- А чтобы не попасть в плен штампов. Свежие впечатления дают возможность прочувствовать всё самому и самостоятельно разобраться в причинах и следствиях. Иначе начинается изнурительная борьба на подсознательном уровне с тем, что намертво врезалось в память. Это мешает.

- Свободно творить можно только на голом месте?

- Примерно так.

- Наверное, актёрам тоже это необходимо. К слову, мне показалось, что в спектакле «Правда - хорошо, а счастье лучше» Ильдар Сахапов немного переигрывал. С Блэзом такого не случится?

- Театр – это всё-таки игрище. И лучше переиграть, чем недоиграть. Тем более что у комедии Манье – фарсовая, анекдотическая природа. В чём прелесть театра? В его разнообразии, в том, что он вызывает целый спектр чувств.

- Он воспитывает…

- Невозможно определить, что нас воспитывает. Однажды в чьих-то воспоминаниях я прочитал: «Меня воспитала полоска света из кабинета моего отца… я понял, что он трудолюбивый человек…». Наверное, театр тоже воспитывает. Современные молодые люди видят в театре ценности, которые сейчас умерли. Для небольшого провинциального города театр – это центр чистой, не запятнанной пошлостью культуры.

 (фото в архиве "СР")