Мы встретились с ней, чтобы поговорить о географии как о школьной дисциплине, о профильных классах и о том, чем вызван возросший в последнее время интерес общественности к этой теме.
Ещё в школе Наталья Геннадьевна определилась с выбором своей будущей профессии. «Примером для меня стали мои учителя, у которых я училась в школе», – говорит она. Свою работу она описывает одним словом: «Энергия». Наталья Геннадьевна знает и любит свой предмет. На её уроках всегда интересно. При этом преподаёт две в общем-то разноплановые дисциплины. На вопрос, какая из них – химия или география – ей больше по душе, ответила без обиняков: «Это всё равно, что сравнивать маму или папу. В детстве нам часто задавали такой вопрос: «Кого ты из них больше любишь?». На мой взгляд, вообще некорректно ставить ребёнка перед таким выбором. Так же и здесь. Оба предмета для меня одинаково дороги.
– Что даёт ученикам профильный класс Русского географического общества?
– Прежде всего возможность ребятам участвовать в проектах, путешествовать, работать в экспедициях. А также повышает интерес к изучению самого предмета даже у тех ребят, которые до этого не увлекались географией.
– В этом году четверо ваших учеников сдавали ЕГЭ по географии. Это много. При этом средний балл по химии у ваших учеников составил 70, что почти на 15 баллов выше, чем в среднем по России. Как вам удаётся не только заинтересовать детей своим предметом, но и добиваться столь высоких результатов?
– В постсоветское время школьная география из интересного и захватывающего предмета превратилась во второстепенный. На мой взгляд, география – недооценённый предмет. И я стараюсь показать на своих уроках, как важно изучать его. Привлекаю детей к различным конкурсам и олимпиадам. В целом же, в последние годы популярность географии в стране на ОГЭ и ЕГЭ растёт.
Что касается химии, это, конечно, один из самых сложных предметов. Но результативность всегда пропорциональна тем усилиям, которые прикладывают учитель и ученик.
Подтверждением вышесказанному – адресованные ей и её ученикам многочисленные благодарственные письма Министерства образования Республики Башкортостан за подготовку призёра регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, творческий подход в подготовке к олимпиаде, глубину геологических знаний и экологического образования учащихся, активное участие в региональном конкурсе «Мир карста и пещер», республиканском этапе Всероссийской геологической олимпиады «Земля и Человек», участие в организации и проведении международной просветительской акции «Географический
диктант». А ещё дипломы регионального конкурса исследовательских работ им.В.И.Вернадского, открытой олимпиады Северо-Кавказского федерального университета «45 параллель», за подготовку учащихся
к конкурсу «Богатство недр моей страны».
А также грамоты Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество» и другие награды.
Она публиковалась в республиканских и федеральных изданиях. Наталья Геннадьевна – участник проектов Русского географического общества «Неурок». Её можно увидеть на творческих встречах с писателями и путешественниками, городском чемпионате по сборке спилс-карт, в работе профильных смен «Салихово», «Мир открытий» в международном детском центре «Артек», работе с одарёнными детьми в городской школе «Эрудит». Она участник грантовых конкурсов в составе творческих групп РГО.
Действительно, интерес к школьному курсу географии в последние годы возрос на государственном уровне. Тому есть объяснение. Достаточно обратиться к истории, чтобы убедиться в важности этой дисциплины. Во многом благодаря создателю первой географической школы Генриху Мореплавателю, который стоял у руля власти Португалии, стартовала эпоха великих географических открытий. И уже через 40–50 лет Португалия наряду с Испанией стала мировой державой.
Другой пример, ближе к нам. После Великой Отечественной войны, когда половина страны лежала в руинах, в Москве было построено новое здание Московского государственного университета, в котором географический факультет занял 17 этажей! Пять из которых были отданы под огромный музей. Казалось бы, после войны нужно поднимать математику, физику – что угодно, но большее внимание уделили всё-таки географии.
Сегодня Россия на важном перепутье: нужно искать геополитические пути развития нашей страны. Куда мы должны двигаться, куда направлять ресурсные потоки, где наша главная геополитическая опасность, а где стратегия развития? Это всё очень важно и сильно связано с географией.
– Что бы вы могли посоветовать ученикам, которые собираются сдавать ваши предметы?
– Ставить высокие цели и поступать в лучшие вузы нашей страны. Две выпускницы нашей школы учатся в Московском государственном университете на географическом и геологическом факультетах. А самая высокая награда для педагога – это успехи его учеников.